Эффективные методы быстрого запоминания текста. Как быстро выучить текст: техники, приемы Техника быстрого запоминания текста

Подписаться
Вступай в сообщество «movsdr.ru»!
ВКонтакте:

В критической ситуации, когда хочется и стишок рассказать, и выйти погулять, стоит знать способы быстрого заучивания рифмовых произведений.

Можно ли осилить длинный стих за 5 минут? Есть простые техники запоминания, которые помогут и взрослым, и детям. Читайте, как быстро выучить стих.

Домашнее задание не выучено, а стихотворение нужно рассказывать уже на следующем уроке? Есть способ избежать позора – прогулять занятие.

На самом деле за 5 минут выучить стихотворение сложно, но есть способы, которые помогут запомнить за этот промежуток времени часть строф.

Важно! Для хорошего запоминания большого отрывка поэмы нужно затратить минимум час.

Для быстрого заучивания рифмованных строчек нужно задействовать максимально мозговые способности. Добиться этого можно активизацией концентрации и внимания.

Попробуйте следовать следующей инструкции:

  1. Читайте вслух. Проговаривайте каждую строфу. Лучше делать это в тишине, когда никто не мешает и со всех сторон не слышны посторонние звуки.

    Именно по этой причине заучивание в школе на перемене не приносит долгожданных результатов. Начитывайте длинное произведение не менее 5 раз.

  2. Фантазируйте. Визуализация поможет понять смысл поэмы и вникнуть в суть, которую хотел донести автор.

    Сопоставьте себя с главным героем, представляйте его путешествие, характер или действия. Выстраивайте в голове образные логические цепочки, создавайте ассоциации.

  3. Перепишите текст на листик. Этим вы задействуете еще и моторную память. Можно во время переписывания медленно проговаривать вслух слова.

    Поделите стихотворение на несколько логических частей, дайте каждому столбику свое маленькое название.

  4. Всматривайтесь в строки. Обратите внимание… на запятые.

    Странный способ, но зрительная память может запомнить не буквы, а детали в нужный момент. Старайтесь визуализировать расположение текста в книге.

  5. Повторение – мать учения. Просто зациклитесь на выполнении поставленных задач.

    Повторяйте с первого по четвертый шаг, пока в памяти не отложится часть прочитанного стихотворения.

Совет! Сделайте шпаргалку и напишите на отдельном листе только первые слова каждой строчки. Попробуйте по написанному вспомнить произведение целиком.

Секреты выучивания сложных стихов и на английском языке

Английский язык может вызвать ряд проблем у школьников и даже у взрослых людей, которые впервые сталкиваются с иностранной грамматикой.

Есть несколько методов, которые помогут лучше запомнить сложный стих:

  • Переведите текст на русский язык, чтобы иметь понятие, о чем говорится в тексте.
  • Выговаривайте окончания и громко декларируйте каждое слово.
  • Первые прочтения должны быть с начала до конца, но потом разделите стихотворение на несколько частей по 1-2 столбика.
  • Делайте перерывы для мозга. Не стоит учить без передышки в течение часа. Достаточно посвятить заучиванию 30 минут, отдохнуть и вновь приняться за дело.

Перед тем, как садиться за учебу и учить стихотворение, нужно отдохнуть и набраться сил. Не только мозгу нужна зарядка, но и желудку.

Стимулирует мозговую активность шоколад. Маленькая подзарядка поможет детям и взрослым быстрее справиться с поставленной задачей.

Важно! Чем сложнее стихотворение и объемнее, тем больше времени понадобиться для запоминания.

Как выучить стих с ребенком до 3 лет

Для детей учение стихотворения может стать интересной игрой. Особенно активничают малыши в 3 года.

Чтобы процесс запоминания принес удовольствие и детям, и родителям, попробуйте учить четверостишья по следующим правилам:

  • Выбирайте текст, приуроченный к празднику. Для осеннего бала можно выучить стих о листопаде, на Новый год – о зиме.
  • Рассказывайте предысторию. Объясняйте малышу, что торжественно в определенный час посвятит малыш четверостишье бабушке или Деду Морозу.
  • Нарисуйте стихотворение. Согласно строкам, о которых рассказывает четверостишье, покажите красоту природы на листе бумаги.
  • Преподносите обучение в игровой форме. Сидеть ровно за партой и заниматься зубрежкой ребенок до 3 лет не будет. Приготовьтесь к тому, что процесс заучивания может затянуться.

Совет! Хвалите ребенка за каждое слово, которое он запомнил и воспроизвел. Пообещайте вкусную конфету, если малыш расскажет стихотворение полностью.

Быстрый способ выучить стих за 5 минут

Есть еще один очень простой способ выучить стихотворение. Перечитайте произведение несколько раз, повторите вслух строки, создавайте образы и визуализируйте ситуацию, которая происходит в тексте.

После этого попробуйте:

  • Откройте книгу и закройте концовки строк рукой. Читайте вслух, вспоминая слова, которые прикрыты.
  • Воспользуйтесь линейкой. Теперь прикрывайте текст перпендикулярно вышеупомянутому способу. С каждой строчкой, которая уже рассказана, открывайте новую.

Старайтесь заранее учить стихи, а не за 5 минут. Кроме запоминания текста написанные произведения искусства требуют интонационной передачи смысла.

От творчества великих поэтов нужно получать удовольствие, а не сидеть в углу с несчастным учебником по литературе.

Полезное видео

Инструкция

Память условно разделяют на три типа. Если у вас хорошо развита зрительная память, следует разбить текст на несколько подразделов и перечитать их несколько раз, стараясь запомнить расположение абзацев. Можно переписать текст пару раз, при хорошей зрительной памяти это самый лучший метод запоминания. Обладателям слухового типа памяти рекомендуется записать отрывок прозы на магнитофон и прослушать его несколько раз. При развитой двигательной памяти делайте зарисовки, чертите схемы, работайте с карандашом в руках, все это поможет быстрее выучить текст.

Полезно повторять заученный отрывок прозы через минут двадцать после заучивания, потом еще раз через 8 часов и на следующий день. Можно повторить текст вечером, перед тем как лечь спать и утром, когда проснетесь. Несколько раз повторенный материал усваивается быстрее.

Запоминать текст механически не следует. Мозг, защищаясь, отрицает зубрежку, уменьшая память. Лучше призвать на помощь изобретательность и воображение, превратив учение в увлекательную игру. Пусть механическое усвоение станет средством выучить интересный кусок прозы, важно хорошо понять смысл запоминаемого текста, тогда связи в памяти установятся сами собой.

В случае, если вам трудно запомнить какой-то отрывок, мысленно создайте определенную ассоциацию на предложение или ключевое слово. Неважно, какой будет ассоциация, главное, чтобы вы ее быстро запомнили и вспомнили в нужный момент.

Если в вашем доме есть кошка или собака, используйте их как ваших слушателей. Расскажите им выученный материал. Если животных в доме нет, подойдите к зеркалу и повторите текст, обращаясь к своему изображению.

Если вам надо запомнить довольно большой отрывок какого-то текста, выделите основные микротемы и разделите материал на несколько частей. Попробуйте постепенно усвоить его, составляя «планы для себя» или блок-схемы, в которых отражены основные мысли. Сделайте структурирование текста, опираясь на заголовки, подчеркнутые или выделенные предложения. Такой подход поможет вам быстро справиться с поставленной задачей.

Вам нужно выучить стих. Наверняка вы не раз сталкивались с этой проблемой: в школе, в институте, при подготовке к празднику. Иногда четверостишия откладываются в голове без усилий, как будто занимают свое законное место. Но порой заучивание вполне милого стишка превращается в адское страдание. Как же быть? Как превратить процесс запоминания из муки в удовольствие?

Инструкция

Перепишите текст от руки, тщательно проговаривая в процессе , и продолжайте заучивание стихотворения только по рукописному экземпляру. Еще, как вариант наговорите текст на диктофон и прослушайте его несколько раз. Все это позволить подключить другие виды памяти.

Учите стих «циклами». Прочитайте несколько раз первую . Повторите ее не глядя на текст. Теперь таким же образом вторую. Соедините их вместе и повторите не подсматривая. Затем третью. Таким образом, заучиваем весь текст. Возможно, вам будет удобнее повторять сразу по две строчки или запоминать целыми четверостишиями, тут все индивидуально.

Видео по теме

Полезный совет

Как известно, активность головного мозга неодинакова на протяжении суток. Найдите свой биоритм! Если заниматься умственным трудом во время наибольшей активности мозга процесс пойдет в разы быстрее.

Если позволяет время, не стоит зубрить стих до нервного срыва. Начните заучивание за несколько дней. Читайте стихотворение периодически, на протяжении дня. Учеными было замечено, что информация, усвоенная нами перед сном, запоминается гораздо качественнее. Мозг во время сна осмысливает все произошедшее за день, уделяя больше внимания событиям, полученным перед сном. Вы будете удивлены, когда утром уверенно перескажете прочитанное несколько раз перед сном стихотворение!

Источники:

  • Ну, выучи хотя бы строчку… Как научить детей учить стихи

Развитие устной речи предполагает формирование навыков свободного пересказа прочитанного текста близко к оригиналу. Надо ли при этом механически заучивать куски произведения наизусть? Какие приемы могут помочь в пересказе текста?

Инструкция

Заучивая наизусть стихотворение, попробуйте каждую его выписать в виде последовательности начальных букв каждого слова. Например, фраза «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» будет выглядеть таким образом: о с н о ч г п д. Подобным способом напишите буквенные ряды для всего стихотворения, по строкам.

Умение пересказывать художественные отрывки близко к тексту потребует также ежедневного выполнения некоторых заданий и упражнений.

Выберите небольшой по размеру рассказ. Прочитайте его ребенку вслух. Затем попросите ребенка ответить на вопросы, относящиеся к содержанию прочитанного. Ребенок должен научиться отвечать не односложно, а полным предложением.

Очередное задание включает работу с глаголами: пусть ребенок расположит их по порядку, после чего перескажет текст.

Нет необходимости работать только с текстом. Ребенку можно предложить изображенную на картинке ситуацию. Дается задание внимательно рассмотреть картинку и составить для нее рассказ, используя вопросы-подсказки.

Попросите ребенка назвать качества, которыми может обладать (герои), изображенные на картинке. Пусть ребенок попытается обосновать, по его мнению, им присущи названные качества. Что могут делать герои помимо того, что изображено на рисунке? Практикуйте новых слов, производных от тех, что использовались в рассказе. Например, «радость - радостный – радостно».

Возможно и задание: нарисовать , символически отображающие происходящее в рассказе, а потом по этим опорным сигналам пересказать текст. Это лишь некоторые из возможных полезных упражнений по пересказу текстов. Важно, чтобы ребенок повторял за вами текст полными, развернутыми предложениями.

Видео по теме

С необходимостью учить наизусть стихи сталкиваются абсолютно все школьники и некоторые студенты. Заучивание стихов - хорошая тренировка для мозга. Существует несколько способов сделать так, чтобы стихи запоминались быстро и качественно.

Инструкция

Для начала нужно внимательно , понять его смысл, узнать значение всех незнакомых слов. Первый раз можно прочитать про себя, а затем - вслух. Читая, старайтесь как можно более детально представлять то, о чем пишет автор. Каждая строка должна ассоциироваться у вас с какой-нибудь картинкой.

После того, как стихотворение прочитано несколько раз, попытайтесь воспроизвести его по памяти. Ничего страшного, если сначала вы будете подсматривать в текст.

Некоторые люди намного лучше запоминают тот текст, который написали сами. Попробуйте переписать стихотворение из книги на листок бумаги. Быть может, за время переписывания вам удастся практически полностью его запомнить.

Еще один для заучивания способ - выделение строчек или строф разными цветами. Допустим, в четыре четверостишия, каждое из них можно выделить разными маркерами. В этом случае у вас в сознании отложится определенная последовательность цветов, а каждый цвет будет ассоциироваться со стихотворным отрывком. Это помогает не пропускать части текста при воспроизведении и не путать их местами.

Лучше всего не стихотворение в самый последний момент. В идеале это должно занимать несколько часов или даже дней. Чередуйте заучивание с какой-нибудь другой (лучше всего физической)деятельностью, за это время мозг успеет отдохнуть, а полученная информация разложится в голове по полочкам.

Если вы относитесь к тем людям, которые хорошо воспринимает информацию на слух, то попробуйте поискать аудиоверсию . Чаще всего, читают профессиональные дикторы, которые расставляют паузы и смысловые ударения. Из их уст произведение звучит более осмысленным, запомнить его становится проще. Если поиски не дали результатов, попросите кого-нибудь из близких почитать вам текст.

Обязательно повторите стихотворение перед сном. Как правило, информация, прочитанная на ночь, запоминается лучше всего. Когда проснетесь утром, попробуйте стихотворение без помощи книжки или листочка. Скорее всего, это вам удастся. Фрагменты, которые всплывают в памяти хуже всего, перечитайте несколько раз. Перед сдачей стихотворения полностью освежите его в памяти.

Цитирование лирики приносит не только эстетическое удовольствие чтецу и его слушателям, но и прекрасно развивает память. Этот факт в равной мере распространяется как на детей дошкольного возраста, так и на взрослых, страдающих забывчивостью. Как превратить процесс заучивания стихотворения из бессмысленной зубрежки в приятное и полезное занятие?

Инструкция

В отличие от прозы, гораздо легче - из-за их ритма. Сначала прочтите текст целиком 3-4 раза, даже если он очень длинный. Заучивайте не построчно, а по строфам. Это дает логические зацепки при переходе к последующим частям . Бесконечная зубрежка одной и той же строчки, скорее всего, собьет чтеца, когда он попытается воспроизвести стихотворение по памяти.

Поскольку кратковременная память воспринимает информацию блоками, то все стихотворение лучше разбить на несколько частей. Согласно информации электронного ресурса «Азбука 45», таких частей должно быть не больше 7. Запоминайте последнее предыдущей строфы и первое слово последующей. Это и будут ваши , с помощью которых вы размотаете весь клубок стихотворных рифм.

Читайте выразительно, думайте о том, что произносите, визуализируйте. Постарайтесь как можно четче прорисовать в сознании все образы, действия и поведение . Постарайтесь голосом, мимикой показать настроение . Это дает более эффективные результаты, чем монотонное повторение одной и той же строки.

В силу индивидуальных особенностей кто-то лучше запоминает стихи на слух, кто-то – когда сам. Кому-то нужно ходить по комнате в такт , а кому-то – сидеть неподвижно. Некоторым людям проще выучить стихотворение в паре, многие предпочитают запоминать в одиночестве. Кому-то легче учить на сон грядущий, кому-то утром. Выберите наиболее приемлемый для себя способ, воспользовавшись каждым из них, и возьмите его на вооружение в дальнейшем.

Видео по теме

Полезный совет

Улучшению памяти способствуют некоторые продукты питания: цельные зерновые, орехи, рыба, томаты, брокколи, черника, черная смородина, шалфей, тыквенные семечки. Они содержат комплекс витаминов и биологически активных веществ, стимулирующих работу мозга.

Источники:

  • Азбука 45

Многочасовая «зубрежка» текста ни к чему хорошему не приводит: и мысли путаются при его произнесении, и на будущее он не запоминается. Поэтому учить наизусть материал следует по определенным правилам.

Инструкция

Прочтите отрывок и постарайтесь вникнуть в суть изложенного. Чем лучше вы поймете то, о чем написано в книге, тем быстрее вам удастся запомнить текст.

Составьте план. Разбейте отрывок на несколько частей, в каждом из которых выделите главный момент, и запомните их последовательность. Можно составить схему, логическую цепочку с указанием действий, что и за чем следует.

Воображайте, представляйте все образы, задействованные в книге. При этом сначала прочтите действие из отрывка, мысленно представьте его и произнесите фразу вслух 3 раза. И так для каждого действия - в той последовательности, в которой они описаны в тексте. Зрительное восприятие человека доминирует над остальными видами памяти. Поэтому вам будет легче вспомнить текст по картинкам, отложенным в вашем сознании.

Перепишите отрывок несколько раз. Чтобы легко выучить текст, надо написать его от руки. Таким образом, вы развиваете двигательную память.

Произносите материал вслух. Выразительно расскажите его несколько раз перед зеркалом или кому-либо из членов семьи. Можете жестикулировать во время своего рассказа. Если есть время, запишите свою речь на диктофон и прослушайте несколько раз. Так вы сможете проследить за своей интонацией.

Сделайте перерыв и полностью отвлекитесь от заучивания отрывка. Подумайте о других вещах или лучше займитесь физическим трудом. Можете сделать упражнения для глаз. После перерыва снова прочтите весь материал, мысленно прокручивая соответствующие образы. Выразительно проговорите его, не подсматривая в книгу.

Полезный совет

Чтобы быстро выучить текст и, главное, эффективно, примените все выше перечисленные способы. Таким образом, вы сможете задействовать сразу несколько видов памяти. Количество времени, которое потребуется уделить заучиванию, зависит от объема материала. Например, стихотворение из 10 строк можно выучить за 15 минут.

Источники:

  • Виды памяти и их особенности
  • Любимые отрывки, фразы, стихи из Ваших любимых книг

Школьникам за годы обучения приходится учить наизусть и декламировать множество самых разнообразных стихотворений и поэм. Для одних процесс заучивания проходит легко и быстро, для других превращается в настоящее испытание, особенно если необходимо запомнить большой объем материала.

Инструкция

По возможности выбирайте для занятий время, когда ваша голова не перегружена. К примеру, посвятите работе со стихом утро и несколько минут перед сном, в эти часы мозг будет наиболее восприимчив к запоминанию.

Для начала прочитайте стихотворение вслух, так вы познакомитесь с его содержанием. Затем снова прочтите стих выразительно два или три раза. Старайтесь, чтобы вы не просто озвучивали слова, написанные на бумаге, но и создали в голове определенный наглядный образ. Нарисуйте в собственном воображении те предметы и явления, о которых говорит автор. Так вам будет гораздо легче запомнить последовательность и логику изложения.

Прочитайте стих снова – в вашем сознании зазвучат некоторые слова или даже строки произведения. Произнесите их, оторвав глаза от книги или листа. Но немедленно обращайтесь к тексту, если не можете вспомнить . Ваша задача – прочитать стихотворение целиком, без существенных заминок.

При последующем чтении запомнившихся кусков стиха станет гораздо больше, и каждый из них будет постепенно увеличиваться. Попробуйте воспроизвести стихотворение по памяти целиком. Столкнувшись с местом, которое вспомнить не удается, сразу же загляните в текст. Обычно бывает достаточно увидеть начало слова или фразы, чтобы в дальнейшем без труда продолжить их по памяти. Постепенно незаученные части сольются в единое целое с усвоенным материалом, и вы сможете воспроизвести стих полностью. Этот способ позволяет заучивать произведение гораздо быстрее, чем при методике зубрежки обособленных друг от друга четверостиший.

Подключайте к процессу заучивания зрительную и моторную память. Перепишите стих на листок бумаги, одновременно читая его вслух. Это действие существенно ускорит процесс запоминания. Учите стихи только по одной книге или бумаге, на которой оно записано, чтобы зрительно помнить строки и мысленно к ним обращаться.

Заучивание стихов с маленькими детьми

Разучить стихотворение малышу (дошкольнику или младшему школьнику) бывает непросто, и тут потребуется помощь родителей.

Прочитайте , сначала самостоятельно, затем вместе с ребенком (если он уже умеет читать). Убедитесь, что в тексте нет непонятных для ребенка слов, если необходимо, объясните «непонятности».

Разбейте стихотворение на смысловые части. Предложите ребенку к каждой части нарисовать картинку или придумать движения, иллюстрирующие ее смысл – это поможет включить в процесс запоминания зрительный и двигательный каналы восприятия, что чрезвычайно важно.

Прочитайте стихотворение еще раз, рассматривая картинки или совершая придуманную последовательность действий. Пусть ребенок повторяет вместе с вами.

Попросите ребенка, глядя на рисунки, постараться самостоятельно воспроизвести текст стихотворения, подсказывайте ему слова, которые он забыл.

После нескольких таких повторов попросите малыша прочитать стихотворение наизусть без вспомогательных элементов. Если у малыша возникнут трудности, покажите ему соответствующий рисунок или действие.

Повторяйте с ребенком стихотворения несколько раз в течение дня, а также на следующий день – многократные повторения способствуют более прочному запоминанию.

Заучивание стихов взрослыми

У взрослого человека или подростка преобладает логическое мышление, а также достаточно обширен чувственный и эмоциональный опыт, поэтому «технология» запоминания стихотворения будет несколько другой.

Для начала прочитайте выразительно стихотворение, лучше вслух. Постарайтесь понять, какие чувства хотел передать автор, какими средствами он это сделал. Постарайтесь мысленно увидеть образы, с помощью которых переданы мысли и настроение автора.
Прочитайте стихотворение еще раз. Почувствуйте его ритмический рисунок (можно отбивать такт рукой в процессе прочтения), мелодику рифм.

Разбейте стихотворение на логические части, постарайтесь выстроить цепочку событий или динамики чувств, настроений автора, как они меняются на протяжении всего произведения.

Постарайтесь воспроизвести стихотворение по памяти, придерживаясь ритмического рисунка и акцентируя внимание на рифмы. В случае затруднения сверяйтесь с текстом оригинала.

Повторите места, которые вызвали у вас наибольшее затруднение, затем снова прочитайте весь текст стихотворения целиком.
Воспроизведите текст стихотворения по памяти. При необходимости повторите предыдущий пункт. Повторяйте стихотворение несколько раз, пока не будете уверены, что выучили его.

Повторите стихотворное произведение по памяти через полчаса, затем через несколько часов. Убедитесь, что вы все запомнили, сверяясь с оригиналом. Снова повторите стихотворение примерно через сутки после заучивания.

Для начала неплохо бы не отвлекаться, для этого лучше отключить все виды связи: компьютер, мобильный телефон. Ничего не должно вас отвлекать.

Многотомную книгу нужно поделить на тома, а затем каждый том пополам, ровно на половине нужно положить закладку. Теперь каждую половинку снова делим пополам. Весь смысл этих этапов заключается в том, что после прочтения маленькой половины вы приступаете к следующей, тем самым уже приближаясь к половине романа. Это психологический прием, который позволит вам гораздо быстрее и продуктивнее читать, так как вы явно видите, сколько еще осталось до конца.

Важно делать перерыв между чтением половинок, в среднем от 40 минут до 2-х часов. Чтобы прочтенное хорошо запомнилось, вам нужно вовремя лечь спать, так как во сне происходит запоминание, понимание и осмысление информации. Многие советуют положить книгу под подушку, но это скорее, лишь суеверия, однако, некоторым действительно помогает такой способ. Можно, конечно же, не спать всю ночь и читать, то тогда половину объема информации вы просто потеряете, и чтение будет практически впустую.

Используя эти нехитрые советы, вы сможете в короткие сроки и более эффективно прочитать объемные произведения.

Процессы и возможности мозга человека не ограничены. Таким образом, психические процессы как: мышление, ощущение, восприятие и память можно развивать на протяжении всей жизни.

Занимаясь развитием психических процессов, человек может достичь невероятных высот, тех, о которых все так привыкли смотреть с экрана телевизора и читать в газетах.

Память – это процесс, позволяющий запечатлеть, хранить, запоминать, припоминать и забывать определенные объемы информации. Придельное количество информации, которые человек может запомнить, называется объемом памяти.

Для определения максимального количества информации, которой человек может запомнить, используется специальная методика, позволяющая оценить объем долговременного или кратковременного запоминания.

Как известно, память бывает нескольких видов, так, например, образная память, которая впитывает информацию через органы чувств, бывает:

  • Зрительная;
  • Слуховая;
  • Обонятельная;
  • Вкусовая;
  • Тактильная.

С самого детства, каждый может сказать, как именно у него вид образной памяти развит лучше. Если в детстве родители читают своему ребенку большие объемы литературы, то наверняка в будущем, у уже взрослого ребенка, будет лучше получаться быстро запоминать информацию на слух. В случае, если ребенок предпочитает самостоятельно читать книги, или сосредотачивать внимание на деталях, то естественно прочитанное будет зрительно запечатлено.

Как быстро выучить текст? Для того чтобы иметь возможность быстро выучить или запомнить большой по объему текст, следует заниматься развитием памяти в целом, не выбирая отдельные, компенсаторные виды. Для целостного развития процесса памяти можно использовать ряд упражнений, обусловливающих эффективность запоминания.

Презентация: "Память и приемы запоминания.
Методы работы с текстом"

Способы развития памяти

Упражнения для развития памяти:

  • Первое, что следует сделать перед тем, как начать свой день, можно даже не вставая с кровати – это посчитать от ста до нуля. Счет должен осуществляться наоборот и проходить как можно быстрее;
  • Следует забыть о калькуляторах, или использовать их как можно реже. Постоянные математические тренировки позволят увеличить объем запоминаемой информации. Так же можно проводить манипуляции со случайными словами, или цифрами, которые встречаются нам каждый день (ценники в магазинах, номера машин, можно обращать внимание на конкретные числа – 10, 5, 16 и т.д.);
  • Еще одно достаточно эффективное упражнение «60 названий за минуту». Прелесть этой тренировки заключается в скорости припоминаемой информации. Можно использовать названия городов, быстро называя по одному городу в секунду. С первой попытки с задачей можно не справиться, но не стоит сдаваться, и говорить «не могу». Частые тренировки приведут к успеху – первые 10 дней работы уже дадут результат;
  • Самый банальный прием – это выучить наизусть текст или стих. Главное, чтобы запоминание текстов стало систематическим, поскольку лишь тренировки ведут к развитию, подобно мышечному тонусу. Одноразовая практика не лучше, она не приведет к желаемому результату;
  • Еще одна методика позволит не только улучшить показатели запоминания, но и освоить новый иностранный язык. Суть этого подхода заключается в системности изучения новых слов, например, начиная с десяти. В первую неделю будет необходимо запомнить 70 новых слов, заучивая по 10 слов в день. Вторая неделя увеличит ставку с 10 слов в день до 20 и так, все больше и больше. Для этого можно записывать на листе бумаги текст из иностранных слов, а через дефис их перевод на русском. Главное, чтобы лист был все время на виду, и каждый раз, как он попадет в поле зрение, все 10 и более слов были повторены.

Техника «быстрого чтения»

Для запоминания информации в первую очередь важно найти ключевые моменты, которые содержит параграф или целый текст.

Одно дело, когда дан конкретный текст – лучше, если его просто нужно выучить наизусть, не выбрасывая никаких слов. Совсем другая ситуация, когда информация объемна, и учить ее полностью нет никакого смысла, нужно лишь выделить главное. В таком случае запомнить прочитанное поможет методика быстрого чтения.

Как и в случае запоминания, чтение может быть разным:

  • сосредоточенное (для детального ознакомления с очень важной информацией);
  • неторопливое (зачастую – это чтение художественной литературы для удовольствия);
  • беглый просмотр данных, дабы быстро выявить основной смысл;
  • быстрое чтение, позволяющее легко овладевать необходимыми знаниями.

Методика быстрого чтения или просто «скоро чтения» предусматривает несколько этапов изучения информации:

  • для начала стоит прочитать оглавление книги, чтобы сложить общее представление о ее содержании (можно записать 10 основных пунктов);
  • далее тип быстрого чтения предполагает изучение предметного указателя (если таковой имеется);
  • чтение введения;
  • просмотр глав и детальное изучение информации, на которой делается акцент (выделенный параграф или список);
  • заключение требует быстрого повторного просмотра важной информации.

Результат, который дает методика быстрого чтения, - это конкретный небольшой текст, который и требуется выучить наизусть, не тратя свое время на «воду».

Запоминаем текст без усилий

Как запомнить прочитанное без особых усилий? Ключевой подход в улучшении запоминания состоит в припоминании. Это функция памяти, которая позволяет человеку вспомнить изученную информацию через определенный промежуток времени.

Таким образом, быстро запоминать текст можно путем его повторения. Если текст или параграф повторно перечитать через два часа, пока не начался процесс забывания, прочитанное будет усвоено в разы лучше и быстрее.

Если стоит задача быстро выучить большой текст, то главное – это разобраться в нем. Как не крути, но запоминать то, в чем не имеешь ни малейшего представления крайне сложно. Запоминать большой текст лучше частями, разбивая необходимый объем на относительно небольшие отрывки, около 10 строк каждый. Не нужно стремиться выучить наизусть весь параграф, легче будет запомнить прочитанное, составив план-схему текста.

Техника быстрого чтения здесь точно не пригодится. Вдумчиво читаем, а затем анализируем прочитанное. Не стоит забывать и о времени суток, ведь наш мозг работает лучше в часы его максимального тонуса. Наилучшее время для запоминания нужного материала будет тогда, когда прошло более четырех часов после подъема, и осталось до сна также не менее четырех часов.

Вдохновляющие возможности памяти

Одним из самых загадочных явлений является эйдетическая память – это особый процесс запоминания всего окружающего, который позволяет легко запомнить увиденные образы, символы, слова в памяти с первого раза, за считанные секунды. Суть в том, что информация запоминается не как что-то конкретное, а как код, позволяющий воспроизводить образ увиденного в любой момент. Выучить конкретный параграф или даже объемный текст с такими способностями не составляет никакого труда.

Плюс этого вида запоминания состоит в том, что в отличие от психического расстройства, когда человек непроизвольно запоминает все, что он однажды воспринял, каждый обладатель таких способностей без проблем может забыть или вытеснить лишнюю информацию, а при желании воспользоваться необходимыми данными.

Таким умениям может научиться каждый, если отнестись к данному вопросу со всей серьезностью и поверить в «я могу».

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

  • Спеть слова или текст;

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.

Память — важный аспект нашей жизни. С ее помощью мы можем держать в уме информацию, которую получаем в течение жизни.

Данные, которые обрабатывает наш мозг, поступают к нам непосредственно через органы чувств, перерабатываются, фильтруются, и лишь потом мы запоминаем нужную информацию.

Запоминать можно все от слов песен до большого количества текста.

Способы запоминания текста могут быть разными: от простого заучивания до применения методик, которые помогают выучить текст.

Психологи выделяют такие виды памяти:

  • зрительную;
  • моторную;
  • слуховую.

В зависимости от того, какая из этих видов у вас лучше развита, и подбираются способы заучивания текстов.

Как запомнить большой текст

Точно сказать, как лучше запомнить текст невозможно, так как их множество, и все они имеют разную степень сложности и виды (научные статьи, стихи и художественные тексты).

Также очень важным фактором для запоминания является время запоминания.

Методика ОВОД

  • Основные мысли;
  • Внимательное чтение;
  • Обзор;
  • Доводка.

Теперь об этом подробнее:

  1. Сначала читайте текст, стараясь выделить в нем основную мысль. При этом не ставьте себе целью мгновенно запомнить его весь полностью. Анализируйте прочитанное, запоминая только основное, о чем идет речь. При возможности целесообразно записывать основные мысли. Потом попробуйте воспроизвести то, что вы прочли.
  2. На следующем этапе читайте текст более внимательно, обращайте внимание на мелочи и детали. В процессе чтения связывайте текст с основной его мыслью, которую вы выделили на предыдущем этапе. Здесь можно использовать множество методик для запоминания. В конце повторите подробности и основное содержание текста.
  3. Потом следует провести обзор текста. Начинайте читать с конца, при этом анализируя, насколько правильно и точно вы запомнили детали. Также вы уже должны составить примерный план текста. Запоминайте ключевые слова, используя метод ассоциаций.
  4. В самом конце повторяем заученный материал, пересказывая его вслух себе или собеседнику. При этом выделяйте подробности, которые вы упустили. Старайтесь не подглядывать в текст.

Проанализируйте места, в которых вы допустили ошибку, постарайтесь запомнить их, используя ассоциацию с чем-то.

На Викиум вы можете тренировать память с помощью специальных упражнений

Запомнить наизусть большой текст возможно при использовании разных способов восприятия информации. Это зависит от вида вашей памяти. Один может запоминать текст, просто слушая его, а другой использует для этого визуальное восприятие.

Особенности запоминания текста на родном языке

Эти методы запоминания основаны на создании образа того, что вы запоминаете. Их можно разделить на категории:

  • записываем, что учим;
  • графический метод;
  • деление текста на части;
  • постоянное напоминание.

При запоминании текстов с большим количеством терминов или формул, простого перечитывания материала будет недостаточно. Для этого мы используем метод записывания.

Прочитав текст, выделяем основные тезисы и термины. Потом последовательно записываем их. При этом можно чертить план текста и по нему производить описывание, выделяя основные цитаты, тезисы и терминологию.

Если у вас нет возможности записывать, тогда выделите главное прямо в тексте, используя карандаш или другие методы выделения.

Намного быстрее запомнить информацию позволяет схематическое изображение основных мыслей текста. Для этого можно использовать графические схемы, чертежи, наброски и пиктограммы.

Этот метод эффективен при запоминании сложных технических текстов.

Методика использования пиктограмм для запоминания больших текстов

  1. Выделяем ключевые слова и выражения.
  2. Потом рисуем пиктограммы для каждого выделенного слова, так называемые картинки, которые вам позволят вспомнить его. Это могут быть ваши ассоциации с ними, но пиктограммы не должны быть слишком громоздкими. При прорисовке картинок нельзя делать надписи. Просто рисуйте то, с чем у вас ассоциируется данное слово или выражение.
  3. Используйте полученные пиктограммы для запоминания текста. Последовательность рисунков должна совпадать с основной мыслью статьи.
  4. Объемные тексты психологи рекомендуют запоминать методом деления его на мелкие части. Материал следует разбивать не больше чем на 7 частей, каждая из которых должна иметь смысловую связь.
  5. Концентрировать запоминание следует на средней части материала, так как начало текстов, в основном, содержит мало конкретной информации, а конец логически ясен по ходу основного текста.
  6. Если время для запоминания позволяет, то можно применять методику постоянного напоминания. Текст который нужно запомнить разделяют на части и распечатывая их на бумаге размещают в местах вашего постоянного пребывания, например на холодильнике, в ванной или в местах курения.

Специфика запоминания текста на английском языке

Процесс запоминания иностранных текстов намного сложнее и требует больше времени. Для того чтобы быстро запомнить текст на английском, можно записать его на аудиоплеер и прослушивать его, занимаясь обычными делами, при поездках в городском транспорте.

При этом важно не просто слушать материал, но и вдумываться, анализировать и выделять важные моменты. Также текст быстрей запомнится, если вы будете описывать сюжет при помощи рисунков и пояснений к тексту.

Важным фактором является время суток, когда вы запоминаете материал. Оптимальным временем для запоминания является четыре часа до засыпания и четыре часа после подъема.

Запоминать тексты без понимания их смысла намного труднее и дольше. Материал на английском следует пересказывать своими словами, а не воспроизводить слово в слово. Старайтесь запоминать частями, вникать в суть и проводить параллели содержания и вашей жизни.

Развиваем память

Чтобы иметь возможность запоминать большое количество информации мы должны тренировать мозг. Вы должны вырабатывать в себе способности к запоминанию.

Упражнений для памяти существует много. Вы сами можете выбрать, какое из них вам подойдет.

  • Каждое утро после того, как проснулись, можете посчитать от 100 до 0, причем старайтесь делать это как можно быстрее. Постарайтесь исключить из вашей повседневной жизни калькулятор. Считайте в уме при покупках в магазинах, займитесь математическими тренировками памяти. Производите разные операции над числами, это придаст пластичность вашему мозгу и позволит увеличить объем памяти.
  • Прекрасно развивать память поможет упражнение «60 названий за 60 секунд». Для этого стоит называть каждую секунду по слову, например 60 столиц мира или названия растений. Сначала у вас не получится в таком темпе, но вы не отчаивайтесь, проговаривайте и вспоминайте. С каждым днем у вас все лучше будет получаться. Тренируйтесь и спустя неделю вы почувствуете результат.
  • Самым простым методом развития памяти является простое запоминание текстов. Сначала вы должны запоминать маленькие объемы, постепенно переходя на большие. Главное процесс заучивания не прекращать, а делать это систематически.
  • Улучшить способность запоминания текстов позволит методика изучения иностранных слов. На протяжении первой недели вы должны запомнить по 10 слов каждый день. Вы можете учить их парами, записывая слова на бумажке, где указываете слово и его перевод. Потом вы постепенно увеличиваете количество слов за день, например на второй неделе 20 слов в день, на третей 30 слов.

Главное для быстрого запоминания текстов: постоянно тренируйте память, старайтесь выполнять нестандартные задания, например, если вы правша, тогда чистите зубы левой. Это позволит вашему мозгу развивать новые нейронные связи и сделает его более пластичным к запоминанию.

Слова на 10% лучше откладываются в памяти, если при заучивании вы их выкрикиваете или просто громко произносите.

Для одновременного запоминания двух или больше текстов, которые не связаны темой, старайтесь при их запоминании менять обстановку. Один материал учите в комнате, а другой на улице или в другой комнате. Это позволит мозгу не перемешать информацию.

После того, как материал зазубрен, следует как можно дольше поспать, что позволит вам помнить информацию намного дольше по времени. Очень часто рекомендуют учить тексты перед сном, что способствует лучшему усвоению.

Занимайтесь спортом, это улучшает кровообращение в мозге и память.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «movsdr.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «movsdr.ru»