Рождение второго ребенка: как пережить перемены в семье. Подготовка к появлению второго ребенка в семье Когда в семье появился второй ребенок

Подписаться
Вступай в сообщество «movsdr.ru»!
ВКонтакте:

Стоит первенцу немного подрасти, и он все чаще начинает просить маму и папу родить ему «братика или сестричку». Но когда в семье появляется второй ребенок, у старшего находится больше поводов для тревоги, чем для радости. Как избежать ревности и помочь первенцу вместе с мамой и папой радоваться общению с новым членом семьи?

С рождением второго ребенка для первенца рушится привычная ему картина мира. За несколько лет он привык, что все внимание родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи, даже гостей, приходящих в дом, направлено в первую очередь на него. Когда в доме появляется младенец, старший, если он недостаточно подготовлен к этому событию, сначала недоумевает. Почему вдруг все, вместо того чтобы играть и общаться, как обычно, с ним, все время и внимание отдают этому невесть откуда взявшемуся существу, которое не то что говорить не умеет, но вообще – только кричит и спит?

Если старшему ребенку не объяснять и не показывать, что мама и папа любят его по-прежнему, он может начать бороться за их внимание, сознательно и бессознательно. Последствия могут быть совсем нерадостными – от шалостей и непослушания до заикания и постоянных болезней. Но все это можно предотвратить.

Оптимальная разница в возрасте

Понятно, что обстоятельства бывают разными, но если есть возможность, лучше, чтобы вторая беременность (как и первая) была запланированной. И строить планы лучше грамотно. Идеальная разница между детьми – 3-4 года, ближе к 4 годам.

Тому есть свои причины. Когда разница между детьми совсем небольшая, например, рождаются погодки, это не только делает довольно сложной жизнь родителей, в первую очередь, мамы, но и влияет на развитие обоих детей. Младенцу до года мама нужна всегда, и чем больше времени они проводят вместе, тем лучше для ребенка. После года важным становится не только эмоциональный контакт и ощущение защищенности от близости мамы, но и общение с обоими родителями. Ребенок начинает говорить, ходить – следить за ним и уберегать с каждым днем все сложнее, а вопросов, на которые требуются ответы, становится все больше. Да, в этот момент ребенок еще недостаточно повзрослел, чтобы по-настоящему почувствовать ревность, но появление в семье нового малыша может привести к тому, что он не получит всего внимания и общения с родителями, которые ему необходимы. К тому же, когда дети немного подрастают, они начинают проводить очень много времени вместе, вместе расти и развиваться, почти как близнецы. Это может несколько затормозить развитие старшего ребенка: он будет «притормаживать», чтобы младший за ним «успел».

В два года малыш все еще эгоцентричен, но уже осознает себя настолько, чтобы болезненно воспринять изменение своего положения в семье. К трем годам в разгаре кризис. Вопросы «почему» и «отчего» ребенок выдает каждую минуту, постоянно стремится сам все потрогать, попробовать и понять. Уследить за ним в это время бывает сложно даже той маме, чье время отдано только одному ему. К тому же в этом возрасте малыш уже достаточно вырос, чтобы воспринимать себя отдельно от родителей, отмечать, сколько он получает их внимания и любви, и даже скрывать свои переживания. Но у него пока нет механизмов, чтобы адекватно перерабатывать то, что он переживает. Чаще всего, лишаясь доли привычного внимания и ощущая перемену отношения к себе, малыш, не умея реагировать по-другому и не имея опыта взглянуть на ситуацию «со стороны», винит в этом себя самого и начинает реагировать, чаще всего – бессознательно. Например, он вдруг, до этого росший и развивающийся нормально, может начать часто болеть – пусть и такой ценой перетягивая центр внимания семьи на себя.

Ребенок четырех лет уже может понять – при разумном объяснении, подкрепленном действием, – что мама любит его, даже если не находится с ним все время. Он во многом уже может заботиться о себе и даже помогать старшим с заботой о брате или сестре. Когда младший ребенок подрастет, им будет интересно играть вместе.

При разнице же в 6-7 лет и больше разрыв между детьми уже слишком велик, чтобы их интересовали общие игры и занятия. Психологи говорят: в ситуации, когда разрыв между детьми слишком большой, можно считать, что у вас не двое детей, а один и еще один. То есть, растут они по отдельности, и заниматься с ними родителям тоже придется по большей части отдельно с каждым.

Конечно, не стоит ориентироваться только на возраст. Старшему, сколько бы лет ему ни было, перед появлением младшего брата или сестры нужно объяснять все происходящее в семье. Причем начинать стоит еще до того, как в ней появится новый ребенок.

Готовимся к встрече с новым членом семьи

Соперничество между детьми начинается, когда младший еще «сидит в животе» у мамы. С этим моментом приходится сталкиваться в практике постоянно – родители же часто не думают об этом. Будучи беременной, мама уже не может поднимать малыша на руки, как раньше, не может лежать с ним, играть так, как он привык. Именно в эти моменты, еще до того, как младенец появится в доме, старший мальчик или девочка уже начинают чувствовать: «Что-то не так!», и тут же у ребенка появляется мысль, что все происходящее – «из-за него/нее».

Вообще, для ребенка это частый сценарий: изменения в семье, приводящие к уменьшению внимания к нему, считать своей виной. Скорее всего, он прямо не скажет об этом, но будет переживать. Поэтому лучше подготовить малыша к появлению брата или сестры заранее.

Уже во время беременности маме полезно разговаривать со старшим малышом, объясняя и рассказывая ему, что скоро в семье появится еще один ребенок, сестричка или братик, о котором он так мечтал. При этом не стоит обещать ему, что теперь у него всегда будет партнер для игр – при виде беспомощного младенца старший почувствует себя разочарованным и обманутым, ведь он рассчитывал совсем на другое. Чтобы ваш первенец лучше понимал, к чему готовиться, можно показать ему фотографии или видео, которые запечатлели в младенчестве его самого, и рассказать о том, каким он был несколько лет назад. Объяснить, что тогда он не умел ни ходить, ни говорить, ни играть, а сейчас всему научился, и сможет помочь родителям научить этому и малыша. Нужно, чтобы старший понял, что маленький будет играть с ним вместе, только это произойдет не слишком скоро. Можно показать ребенку книжки, где в картинках рассказывается о том, как проходит беременность, это поможет ему понять, что происходит с мамой, почему изменился ее внешний вид и поведение, почему она не может играть с ним, как раньше. Хорошо найти среди друзей и знакомых семью, где недавно появился младенец, и сходить к ним в гости вместе со старшим ребенком, чтобы он своими глазами увидел, какое забавное, милое и трогательное существо скоро появится в их семье.

Особое внимание стоит уделить ребенку, если маме на несколько дней надо лечь в больницу, для родов или по другой причине. Малыш, который привык не расставаться с матерью больше чем на 2-3 часа, может решить, что маму у него «отнимают» – реакция может быть самой разной, вплоть до заикания. Перед расставанием с мамой ребенка обязательно надо подготовить, особенно если такого не случалось до этого момента.

Смещение с «пьедестала»

Но как бы вы ни подготавливали старшего ребенка к появлению маленького, первое время в доме с новым членом семьи будет для него непростым. Представьте: рушится все то, к чему он привык за несколько лет своей жизни. При этом он вроде продолжает делать все как прежде – а ситуация изменилась, причем кардинальным образом. Он больше не самый маленький член семьи, вокруг которого сконцентрировано все внимание. На него могут даже махнуть рукой, забыть о нем на некоторое время. Малыш кричит – старшего отсылают в другую комнату, будто бы забывая о нем… В «лагерь взрослых» при этом его тоже не принимают по причине малолетства. Он будто бы был на неком пьедестале в семье, причем был все время, пока он себя помнит, – и вот его сместили с пьедестала, и непонятно, почему. Ребенок не понимает: как так? И может начать «перетягивать одеяло» на себя.

Старший может реагировать по-разному. Пусть родители не пугаются, если он начнет вновь просить пустышку, даже если давно от нее отказался, просить надеть подгузник, хотя надобности в нем уже нет, или как-то еще копировать поведение младшего, на время «превратившись в младенца». Это нормально. Лучше объяснить старшему разницу между ним и малышом, подчеркивая, как многому он успел научиться, не забыв похвалить его за все успехи и достижения. Хуже, если не получая должного внимания и любви в семье, ребенок пытается найти ее вовне – в дворовых компаниях, например. Друзья – это хорошо, но общения с родителями они не заменят.

Не получая привычного внимания, старший сын или дочь могут начать капризничать, вести себя агрессивно, высказывать недовольство по любому поводу, с ними становится тяжело договориться. Так ребенок показывает взрослым, что ему требуется внимание – и он его получает, пусть даже с помощью скандалов.

Главное – качество

С рождением малыша мама и папа уже не смогут уделять старшему ребенку столько же внимания, как прежде. Но тут важно не количество, а качество времени, которое с ним проводят.

Старший ребенок не виноват в том, что родители и мама в частности теперь больше заняты. Важно регулярно выделять старшему то время, которое будет посвящено только ему и никому больше. Час, пусть даже полчаса в день – но эти минуты мама должна проводить только со старшим ребенком. В это время ничто не должно вторгаться в их общение. Маму не должен отвлекать ни плач малыша, ни телефонные звонки, ни просьбы и вопросы других членов семьи. Это важно.

Может быть, на это время сможет помочь вернувшийся с работы папа, или бабушка с дедушкой. Главное, чтобы старший четко знал: есть «святое» мамино время, когда она принадлежит только ему и никому и ничему больше, и день за днем снова убеждался в этом.

Для такого общения хорошо подходит время перед сном. Дети часто не хотят идти в кровать, долго не засыпают. В эти моменты они, с одной стороны, эмоционально восприимчивы, а с другой – максимально открыты. Перед сном можно как разговаривать с ребенком, читать ему книги или рассказывать сказки, так и обсуждать произошедшее за день, в частности – его поведение. При этом к старшему ребенку нужно относиться уважительно. Даже оценивая его поведение, поступки, не стоит сравнивать его с младшим или с другими детьми. Такие сравнения приводят не к улучшению поведения, а к возникновению злости и даже желания причинить вред тому, с кем сравнивают. Лучше отдать это время знакам взаимной любви и доверия. Тогда ребенок спокойно уснет и поведение его смягчится.

Помощник, но не нянька

Самое главное – старшего малыша превратить в того, кто помогает маме опекать младшего, кто может чему-то научить брата или сестру. Но помните: при этом нянькой старший быть не обязан! Бывают случаи, когда мамы, вернувшись из роддома с младенцем, начинают воспринимать старшего ребенка как взрослого – на контрасте. Но 3 или 5-летний ребенок – не взрослый! Конечно, он старше, чем тот, кому еще не исполнилось месяца. Но он такой же ребенок. Появление маленького не значит, что старший вдруг резко вырос.

Надо помнить, что даже если старший сам высказывает желание помогать родителям с братом и сестрой, от этого он не превращается в няньку. Помощь в воспитании или уходе за младенцем не должна становиться для него обязанностью, иначе он будет находить в общении с маленьким не радость, а неудовольствие, и со временем может начать стремиться избегать его. Если же ребенок помогает с удовольствием, и у него все получается, надо не забывать его хвалить и поддерживать.

С чем идти к специалисту

Бывают и обратные случаи – когда мама с появлением малыша начинает слишком баловать старшего ребенка. Такое происходит, если у мамы есть большое, чаще всего необоснованное, чувство вины. Корни его могут лежать в детстве – например, если сама она когда-то оказалась в положении старшей дочери, не получавшей достаточного внимания. Теперь, задаривая ребенка и балуя его, она стремится уберечь его от того, что сама когда-то пережила.

Другая проблема – если родители, «закрутившись» с малышом, все же вовремя не вспомнили о старшем, и обнаружили, что поведение ребенка изменилось или что болезни следуют одна за другой, уже тогда, когда не замечать этого стало невозможно. В таких случаях стоит обратиться к специалисту. Профессиональные психологи знают все алгоритмы возникновения тех или иных сложностей, и нам проще найти причину и помочь решить возникшую проблему.

Чем проблема будет решена раньше, тем лучше. Даже если возможности постоянно посещать психолога нет, стоит сходить хотя бы на несколько приемов, как следует к ним подготовившись. Нужно быть внимательными к своему поведению и поведению ребенка. Если возникают необычные ситуации, вызывающие у вас беспокойство, лучше записывать, когда, при каких обстоятельствах, как и что произошло, и приходить в клинику с этими записями. Это поможет и сократить число визитов, и быстрее и безболезненнее решить проблему, и самим родителям стать внимательнее к себе и детям, что предотвратит новые сложности.

Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»: «Когда ребенок с родителями или мамой приходит ко мне в кабинет в клинику «Семейная», я провожу комплексную диагностику, ведь я – медицинский психолог. Для того чтобы понять, в чем причины проблем ребенка, нарушений поведения, очень хороши проективные методики, в частности, рисуночные тесты. По тому, как ребенок рисует человека, семью, какие он использует цвета в своих рисунках, можно понять очень многое. Попутно, даже если девочка или мальчик попали ко мне именно в связи с рождением брата или сестры, могут выявиться и другие причины проблем. Тесты помогают понять, почему у ребенка появляются трудности в школе или в детском саду, проблемы общения со сверстниками. Так можно докопаться до сути: что на самом деле скрывается за особенностями его поведения, и составить грамотную коррекционную программу, причем как для него, так и для родителей. Программу можно выстроить так, чтобы выполнять ее и в кабинете психолога в клинике, и дома».

журнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь-ноябрь 2013

Когда в семье родился второй ребенок, самое главное для родителей — не забыть о первом. Это вполне естественно, что новорожденный малыш требует повышенного внимания и заботы со стороны мамы и папы, но и первого ребенка «никто не отменял». Для того чтобы понять, как себя вести, когда в семье появился второй ребенок, нужно четко понимать, какие мысли появились у старшего малыша и какие чувства он испытывает.

Жил-был Царь, которого свергли с престола

В каждой шутке есть, как известно, доля шутки. Жил себе в одном Тридевятом королевстве Царь. Хорошо жил, надо заметить! Все ему старались угодить, исполняли все его желания, хорошо кормили, услаждали слух сказками-прибаутками, постоянно интересовались его проблемами и, если таковые обнаруживались всенепременно, их немедленно устраняли. Но вот настали лихие времена, и царь с престола был свергнут! Появился новый правитель, и теперь вся челядь угождает только ему, а про нашего-то Царя и позабыли вовсе! Нет, не прогнали из царства-королевства, оставили жить при дворе! Но ведь от этого только хуже! Одежду царскую отобрали, любимые вещи передали новому царьку, все лучшее теперь стали отдавать ему! Вот такая грустная сказка!

А теперь задумайтесь о том, что чувствует «старый Царь» по отношению к «новому»! Ревность, обида, чувство «заброшенности» и «ненужности» — далеко не полный перечень негативных эмоций, которые ваш малыш испытывает тогда, когда в семье появляются другие дети. При неправильном подходе родителей у первых детей в семье появляется даже чувство ненависти, неприязни и даже желание навредить. К этому вопросу нужно подойти со всей серьезностью, так как известны случаи, когда в маленькой головке ребенка рождаются планы, которые становятся реальной угрозой для жизни и здоровья нового члена семьи. И это уже не сказка, а суровая реальность! Что делать в такой ситуации? Давайте попробуем разобраться.

Рождение второго ребенка: кто виноват и что делать

Готовить нашего Царя к появлению «конкурента» стоит начать задолго до его рождения. Прежде всего, нужно сделать в доме перестановку, с учетом интересов обоих детей. Можно привлечь к этой работе «старшенького», объяснить ему, что у него скоро появится братик или сестричка и предложить ему вместе обустроить комнату (или уголок) для малыша. Все нужно делать вместе! Возьмите ребенка с собой в магазин, когда будете покупать мебель и вещи для новорожденного, предложите ему поучаствовать в выборе одежды, аксессуаров и прочих вещей, необходимых малютке. При этом не забудьте купить какую-нибудь мелочь и для старшего ребенка, чтобы он не начал еще до появления «соперника» чувствовать некую дискриминацию. Если во время беременности мамы вы сделаете все необходимые приготовления, то ваш старший ребенок будет иметь время, чтобы подготовиться к появлению нового члена семьи.

Ребята, давайте жить дружно

Когда появится «новый малыш», если папе позволят врачи, хорошо сходить в роддом и познакомить новоиспеченных родственников. Следующий шаг — выписка из роддома. Пусть папа поговорит с ребенком, попросит его помочь организовать праздник. Должно прийти осознание того, что появление малыша — это большая радость для всех. После того как вы вместе заберете маму из роддома, нужно придумать для старшего ребенка определенный круг обязанностей (по уходу за малышом в том числе), какие-то общие с вами дела. Очень важна роль папы в адаптационном процессе. Так как мама постоянно находится в заботах о маленьком человечке, у папы есть все шансы стать ближе к старшему ребенку, проводить совместный досуг. Это будет полезно обоим, так как папы с рождением очередного ребенка испытывают такие же чувства, как и наш Царь!

Как бы тяжело ни было маме, нужно находить время поговорить «тет-а-тет» со своим первенцем. Должны быть определенные моменты, когда старший детеныш будет чувствовать, что мама принадлежит лично ему и что ее ни с кем не нужно делить. Нужно продолжать делать те вещи, которые вы всегда делали вместе: читать книжки, рисовать, лепить, клеить и прочее. Тогда ребенок не будет чувствовать себя обделенным и никому не нужным. Хорошо, если бабушки и дедушки станут интенсивно помогать папе и маме. Если бабушка возьмет малыша и отправится на прогулку — у мамы будет время уделить время своему первенцу.

Самая оптимальная разница между первым и вторым ребенком — 3-4 года. Именно столько времени нужно маме, чтобы полностью восстановиться после предыдущих родов. Первый ребенок в этом случае охотно принимает на себя роль «старшего» , то есть ведущего. Дети быстро учатся совместному времяпрепровождению, устраивают совместные игры. Родителям лучше занять «наблюдательную позицию». Даже если из детской раздаются крики — не спешите вбегать и обрушивать на старшего гневную тираду. Предоставьте детям возможность самостоятельно «выяснить отношения». Только если конфликт зашел слишком далеко, вы можете вмешаться и выступить в роли «рефери». При этом не стоит во всем обвинять старшего, только потому, что он старше! Всегда старайтесь быть объективными и не сравнивать своих детей.

Когда в семье рождается второй ребенок — это прекрасно. Дети из многодетных семей раньше своих сверстников учатся заботиться о других, менее конфликтны, не склонны к агрессии, не эгоцентричны. Однако все эти качества возникают у детей лишь в том случае, если родители в определенный момент повели себя правильно и научили детей жить в мире и согласии. Все в ваших руках!

Часто бывает так: мы планируем какое-то важное изменение в жизни своей семьи (переезд, свадьбу, рождение ребёнка), радостно предвкушаем его приближение, но, когда оно уже случилось, мы вдруг с удивлением обнаруживаем, что не всем членам нашей семьи это изменение принесло радость и удовольствие. Некоторые (чаще дети и пожилые люди – те, кому сложнее адаптироваться) в результате этого изменения начинают проявлять все признаки испытываемого ими психологического дискомфорта.

Одной из подобных ситуаций может быть рождение ребёнка в семье, где уже есть один ребёнок. Наивно и глупо ожидать, что с рождением младшего старший ребенок мгновенно полюбит его всем сердцем и станет ему другом, защитником и нянькой.

Скорее всего произойдет (с точки зрения ребенка) следующее: в дом после двух- или трехдневного маминого отсутствия придёт крошечное, кричащее, не приспособленное ни к каким играм существо, которое мгновенно отберёт у него те внимание и любовь, которые были до сих пор.

А взамен появятся лишь непонятные призывы: «Посмотри, какой хорошенький! Ну разве не чудо?», а также бесчисленное количество предупреждений, угроз и ограничений, типа: «Осторожно, ты его уронишь!!!», «Не надо, ему неприятно!!!», «Не шуми, а то он проснётся!», «Ты должен понимать, что...».

Ну, а главное - множество отказов в том, в чём раньше отказов не было: «Милый, я должна покормить маленького, поиграем потом», «Не сейчас», «Не сегодня», «Я устала», «Ты что не видишь, что я сейчас не могу?», «Попроси папу», «Сделай сам», «Ты уже большой...»

Всё это приводит старшего ребенка к несложному выводу: "У мамы нет на меня времени. Меня больше не любят. Я больше никому не нужен. Виновник всему этому он - мой младший брат или сестра".

Разумеется, всё вышеописанное - это в той или иной степени обобщенная картина, возникающая в голове ставшего теперь старшим ребенка. Возможные варианты. Но главное это то, что растолковать маленькому человеку словами, почему вдруг на его долю любви и внимания теперь приходится меньше – невозможно!

РЕЗУЛЬТАТОМ всего этого может стать следующее:

1. Регрессии - ребенок начинает себя вести как будто ему меньше лет, чем на самом деле, подсознательно полагая, что это вернет ему родительское внимание и любовь.


2. «Прилипание» к родителю (обычно к маме) - ребенок борется за внимание мамы, «переключая» ее на себя, используя все доступные ему средства, в том числе физический контакт и плач. Причём сила «прилипания» ребёнка прямо пропорционально попыткам родителя увеличить дистанцию.

3. Проблемы с поведением, выраженные агрессией, направленной на любой объект (самого новорожденного, любого члена семьи, игрушки, мебель, других детей).

4. Не получая какое-то время необходимое ему внимание, ребенок может начать как бы «отгораживаться» от мамы, не реагировать на ее слова, намеренно дистанцироваться от неё и от новорождённого.

5. В самых сложных случаях, когда родители или не замечают происходящего с ребенком, или не знают, как ему помочь, а сам ребенок не в силах адаптироваться к изменившейся ситуации, могут возникнуть различные психосоматические явления: нарушение сна и аппетита, частые простудные заболевания и многое другое, гораздо более тяжелое.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

1. Помните, что став старшим, ваш ребенок не повзрослел, а остался тем же малышом, которым был до рождения брата или сестры. А значит, никаких призывов «Ты уже большой!», «Ты ведь старший!», «Не веди себя как маленький!» и т.п.


2. Не превращайте ребенка в няньку. Решение родить еще одного малыша было вашим, а не его. Нужно приветствовать и поощрять помощь, которую он предлагает сам, но лучше не навязывать ему никаких обязательств, связанных с новорожденным. Не забывайте хвалить и благодарить за каждое проявление помощи и поддержки.

3. Находите время для старшего, временно передавая младшего в руки папы или бабушки. Помните, что Вашему старшему ребенку больше всего нужны сейчас именно Вы, МАМА, а не другие родственники.

4. Максимально увеличьте тактильный контакт со старшим, даже если вам это сейчас непросто, и вы не ощущаете в этом прежней потребности. Ведь у него эта потребность не уменьшилась, а наоборот выросла. Используйте все возможности, чтобы его дополнительный раз обнять, погладить, поцеловать.

6. Все домашние дела, которые можно переложить на других взрослых - да будут переложены! Всё Ваше внимание - детям.

7. Помните, что ревность старшего к младшему неизбежна. Относитесь к ней как к данности, и учитывайте ее волнообразный характер. Вместе с тем, проявляйте осторожность, не оставляйте детей одних, если разница в их возрасте небольшая, и старший еще не вполне самостоятелен.

8. Чувство вины, которое Вы можете испытывать то по отношению к одному, то к другому ребенку - явление обычное в данной ситуации. Не дайте ему окрасить собою весь чудесный период младенчества и материнства.

9. Помните, что плюсов у детей, растущих с братьями и сестрами намного больше, чем у единственных детей. Это и более развитые коммуникативные навыки, и большая способность к сопереживанию и сочувствию, лучшая адаптация в любом коллективе и поддержка друг друга на всю жизнь.

10. Если чувствуете, что не справляетесь сами, обращайтесь к специалисту – детскому психологу или семейному психотерапевту.

Психология отношений – это те принципы, на основе которых лежит общение между собой всех людей, в том числе и членов одной семьи. И если отношения треугольника «мама-папа-ребенок» расписаны довольно подробно, а всеобщая информационная сеть переполнена информацией по этой теме, то включение еще одного малыша в эту схему почему-то обходится стороной. И при этом – весьма незаслуженно.

Ведь в семье, где есть двое детей , намного больше взаимодействующих сторон, так же как и отношения складываются между большим числом людей. Если разобрать подробно, то можно вычленить следующие взаимодействующие пары: мама - старший ребенок; папа - старший ребенок; мама - младший ребенок; папа - младший ребенок; младший ребенок – старший ребенок; родители – дети. И это помимо тех случаев, когда в одной семье есть дети от разных браков, или наоборот, мама воспитывает обоих детей одна. Становится очевидным, что увеличение семьи влечет за собой изменение во взаимоотношениях всех ее членов, увеличивая не только количество тепла и любви, но и количество конфликтов, споров и ссор. Тем не менее, в семье с двумя детьми есть такие психологические проблемы, которые специфичны именно для этой ячейки общества.

Психологические проблемы, с которыми сталкиваются семьи с двумя детьми

Уже в процессе подготовки ко второй беременности возникает проблема психологической подготовки вашего первенца к появлению братика или сестрички. Первые впечатления, так же как и грамотно проведенная подготовка, способны нивелировать такое распространенное явление, как ревность между детьми.

Тем не менее, детская ревность – такая же часть отношений между вашими малышами, как и их взаимная любовь, умение находить компромисс, способность договариваться. От вашей семьи зависит, вырастут ли ваши дети конкурентами, борющимися за внимание родителей, или они станут друг для друга самыми родными людьми, не только родственниками – но и друзьями.

Только родители двоих детей волнуются о том, чтобы дарить любовь обоим детям поровну, не выказывая предпочтений. Только в семье с двумя детьми-погодками или двойняшками психологическая нагрузка на маму превышает все мыслимые пределы. И только в такой семье может быть одновременно сразу двое подростков, переживающих свой сложный, и у каждого – уникальный переходный возраст…

Иногда осознать проблему – значит решить ее

Зачастую, ежедневная рутина застилает нам глаза на имеющиеся проблемы во взаимоотношениях членов семьи. Все сложности и конфликты, иногда и скрытые, воспринимаются как что-то, не подлежащее обсуждению и неизменное. Но достаточно иногда просто осознать, просто – прочитать о том, как преодолеть такие сложности, и психологический климат в семье станет теплее и комфортнее.

В каждой семье, разумеется, существуют свои индивидуальные обстоятельства и особенности. Однако, суть проблем, постигающих семью в тот или иной период жизни, чаще всего одна и та же. Так и при рождении второго ребёнка есть типичные ситуации и стандартные ошибки.

Концентрация внимания на новорожденном

Появление на свет ещё одного человечка – это всегда перемена жизни всех членов семьи. На мой взгляд, рождение второго ребёнка – даже более сложная ситуация, чем рождение первого.

В этом случае чаще всего делается упор на то, чтобы подготовить ребёнка к появлению братика или сестрёнки. Это тоже не всегда легко в силу многих причин – умения взрослых правильно преподнести эту информацию, особенностей характера и восприятия ребёнка и т.д.

При этом часто родители сами оказываются не подготовленными к воспитанию одновременно двоих детей. Рождается малыш – всё внимание переключается на него.

Но ситуация оказалась далека от идеальной. Родители кружатся над маленькой Верой, приходящие гости и родственники – приносят подарки и уделяют внимание малышке. А что получает старшая? Частую фразу: «Сделай это сама, ты же уже взрослая!»

К сожалению, встречая это не так редко у знакомых, теперь я наблюдаю эту ситуацию и среди своих родных. Позиция эта незавидная – и смотреть равнодушно не получается, и лезть в семью на правах тёти и крёстной тоже не всегда уместно.

Даша же находится в состоянии постоянного стресса, начинает ревновать родителей к малышке. Сначала возникает чувство обиды, недостатка внимания. Затем чувство зависти к родившейся сестрёнке, которое с годами может разрастись и испортить на всю жизнь отношения сестёр.

И, в конце концов, этой фразой «Ты взрослая», Оля (моя невестка) отдаляет от себя Дашу и лишает её полноценного детства. Да, 7 лет это не 2 месяца, но в этом возрасте внимание, понимание и любовь требуются ребёнку не меньше.

Поиск решения возникших проблем

Разумеется, ни одна нормальная мать не станет обделять ребёнка вниманием сознательно. На мой взгляд, в этом и заключается трудность данной ситуации – Оля просто не замечает за собой, что все свои силы и нежность направила на новорожденную Веру. Поэтому я и посоветовала ей обратить внимание на опыт других семей, чтобы попробовать посмотреть на себя со стороны.

Оля сама далеко не всегда справляется и успевает одновременно заниматься с малышкой и играть, учить уроки с Дашей. В этой ситуации я вижу два варианта развития событий в правильном русле.

Первый вариант. Должен подключиться папа и частично, по возможности, другие родственники, чтобы обеспечить Даше заботу. Дополнительная сложность в нашем случае возникает потому, что папа у Даши и Веры разный…

Второй вариант. Нужно, чтобы Даша помогала Оле с малышкой. В этом случае она, что называется, при деле, у неё возникает ощущение нужности, и заодно – общение с маленькой сестрёнкой. Внимание мамы распределяется уже не только на Веру, но и на Дашу.

В идеале – нужно соединить и первое, и второе. Главное, чтобы в новой сложившейся ситуации Даша не чувствовала себя брошенной, ненужной, нелюбимой…

Сейчас, благодаря широкому распространению общения в социальных сетях, часто можно по выложенным фотографиям понять, что происходит в семье. Одна из самых распространённых ситуаций – обилие новых фотографий, на которых родители и новорожденный, а старшего ребёнка нет… Либо он сидит в сторонке, как бы отдельно от них.

Ещё одна из вариаций – несколько фото обоих детей, где малышка в красивеньких и разных костюмчиках, а старший ребёнок – всегда в одной и той же одежде, и в глаза бросается неопрятность. Именно такую ситуацию с Дашей я стала наблюдать при рождении Веры. Без сожаления на это смотреть не получается, особенно, если это близкие люди, как в моём случае.

Поэтому хочется призвать всех мамочек обратить внимание и проанализировать свои поступки. Очень важно при появлении второго ребёнка не потерять психологический контакт и душевную связь со старшим ребёнком. Потом восстановить это будет если и возможно, то очень трудно.

Баловство и чрезмерное вмешательство родственников

Есть в данной ситуации и ещё один коварный момент. Олина бабушка (прабабушка девочек), жалея Дашу, начала проявлять излишнюю активность в её воспитании. Только вот не хватающую материнскую заботу заменила баловством, вседозволенностью, полным отсутствием каких-либо запретов, правил.

В итоге это привело к тому, что Даша перестала слушаться родителей, стало намного труднее её контролировать. К счастью, эту ситуацию в нашем случае получилось переломить, но сделанные ошибки всё равно дают о себе знать.

Давайте будем внимательнее относиться к своим поступкам и с пользой для себя постараемся применить чужой опыт, чтобы в наших семьях царили только мир, любовь и взаимопонимание!

А к появлению третьего ребёнка подобные сложности будут уже позади!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «movsdr.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «movsdr.ru»