Как правильно пользоваться долговременной памятью. Как улучшить долговременную память у взрослых и детей

Подписаться
Вступай в сообщество «movsdr.ru»!
ВКонтакте:

Порой родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок мучительно долго не может запомнить простой, казалось бы, стишок, заданный в школе, а какую-то несуразную песенку, услышанную один раз, – запоминает моментально. Как объяснить такое «избирательное» запоминание, можно ли улучшить и развить память? Как это сделать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей, и интерес к упомянутой теме отнюдь не праздный: хорошая память – залог успешной учебы. К счастью, этот человеческий ресурс поддается тренировке. По мнению психологов, главное – правильно подобрать методику.

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  1. По длительности:
  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  1. По типу:
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Три «кита» хорошей памяти

Приступая к занятиям с ребенком, обратите внимание на три «кита» или три «закона», на которых строится запоминание:

  • Первый – постараться получить яркое впечатление о том, что запоминается (для этого – сосредоточиться и быть внимательным).
  • Второй – повторение.
  • Третий – ассоциация.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

  • Добавь свое

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

  • Запомни ритм

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

  • Поем песенки

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

  • Ищем пару

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

  • Играем в ассоциации

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

  • Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

  • Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь. При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено.

  • Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Развиваем ассоциативную память

Развитие ассоциативной памяти у учеников младших классов является очень действенным методом. Для тренировки формирования ассоциаций есть целая наука – мнемотехника. Упражнения на развитие ассоциаций включают в себя схемы, таблицы, пары слов, не связанные по смыслу. По поводу последнего – назовите пару слов, разных по смыслу и дайте задание ребенку придумать историю с использованием данных слов. А схемы, таблицы с картинками научат детей составлять рассказы; выполнять какие-то манипуляции в определенной последовательности, например, одеваться. Мнемосхемы помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст. Говорят, что стихотворение лучше запомнить, если его «увидеть».

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

  • Читайте хорошую литературу

Конечно, современного ребенка трудно оторвать от переписки в социальных сетях, просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Но для любящих родителей нет ничего невозможного. Убедите ваше чадо, причем, на личном примере, что читать – это не только полезно, но и модно. Подарите ему электронную книгу, чтобы он мог читать при любом удобном случае. Подберите для него хорошую литературу.

  • Осваивайте новое

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

  • Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

  • Учите на память

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

  • Запоминайте числа

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

  • Правильно отдыхайте

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

10 продуктов для вундеркинда

Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:

  1. Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
  2. Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
  3. Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
  4. Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
  5. Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
  6. Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
  7. Томаты (тоже мощный антиоксидант).
  8. Лимон (витамин С улучшает память).
  9. Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
  10. Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).

Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически. Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  • занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.

На чтение 17 мин. Просмотров 17 Опубликовано 10.08.2018

Правильная техника тренировки памяти и развития внимания – важные составляющие для людей, которые поддерживают работу мозга в тонусе и не хотят ничего забывать. Нет плохой или хорошей памяти – бывает та, которой нужна тренировка. Поэтому вопрос «как тренировать память?» является актуальным для современного человека. Ведь каждый день мы сталкиваемся с потомком информации, которая требует сортировки, а важная – запоминания. В этой статье мы разберемся, как и с помощью каких методов можно улучшить показатели памяти.

Виды памяти

По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:

Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.

Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.

Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.

Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.

С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.

Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

Метод, основанный на внимательности

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи. Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.

Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Как тренировать кратковременную память?

Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации . Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:

  • «Техника Фибоначчи» - представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
  • Мнемоническое упражнение «20» - попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
  • Упражнение «Абзац» - возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.

Как тренировать долговременную память?

Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.

Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:

  • Загадайте предмет , который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
  • Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
  • Выберете картину , которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.

Тренировка памяти у пожилых людей

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

  • Собирайте пазлы . Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
  • Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня : вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
  • На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов . На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
  • Играйте в настольные игры - шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Программы для развития памяти и внимания

В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.

  • MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
  • Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
  • «Лунтик. Тренируем память и внимание» - для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
  • VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
  • Language Memory Bomber - программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.

25 упражнений для развития и тренировки памяти

Упражнение 1

Начнем с простого упражнения. Посмотрите на следующую картинку одну минуту. Затем закройте эту картинку и попробуйте нарисовать эти фигуры в таком же расположении на бумаге.

Если вам сложно запомнить все детали не расстраивайтесь, возьмите только верхнюю часть картинки и попробуйте запомнить ее. Затем посмотрите на нижнюю часть картинки и попробуйте нарисовать детали нижней картинки на бумаге.

После того как вы нарисуете детали на бумаге попробуйте сравнить с картинкой. Что у вас получилось? Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 2

Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы цифры, под каждой цифрой написано слово. Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.

Что у вас получилось? Если ошибок много попробуйте запомнить только верхнюю строчку от нуля до четырех, потом от пяти до девяти.

Сравните написанное с картинкой, если есть ошибки, повторите упражнение.

Упражнение 3

Посмотрите на следующую картинку, на ней нарисованы часы. Посмотрите внимательно, какие цифры нарисованы на ней больше, меньше, какие черточки на цифрах. Посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте картинку и попробуйте нарисовать часы на бумаге.

Что у вас получилось? Если у вас не получилось запомнить и нарисовать все полностью разделите часы пополам и запомните половину. Затем попробуйте запомнить вторую половину и нарисовать ее на бумаге. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, но выделены они другим цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать все, что запомнили цветными карандашами или цветными ручками.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые три строчки и попробуйте запомнить их. Затем запомните и напишите вторые три строчки. Потом попробуйте запомнить и написать все шесть строчек вместе.

Упражнение 5

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны цифры двумя разными цветами. Посмотрите внимательно одну минуту на эти цифры и попробуйте запомнить их.

Закройте эти цифры и попробуйте написать на бумаге все то, что вы запомнили. Проверьте себя, если много ошибок попробуйте запомнить первые две строчки и затем написать их.

Затем попробуйте запомнить и написать вторые две строчки. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.

Попробуйте запомнить две крайние строчки и написать их, а затем запомнить две строчки в середине и тоже написать их. Не забывайте, что некоторые цифры написаны красным цветом.

Упражнение 6

В этом упражнении даны образцы узоров их надо запомнить, и продолжить точно также как на примере.

Сначала попробуйте выполнить задание под цифрой один.

Запомните рисунок под цифрой один закройте образец и продолжите на память соединять кружочки по образцу.

Теперь посмотрите образец рисунка под цифрой два. Закройте образец и соедините треугольники на память.

После выполнения задания под цифрой два приступайте к заданию под цифрой три. Здесь надо запомнить в каком порядке соединяются квадраты. После того как вы запомнили, закройте картинку и попробуйте соединить квадраты точно также.

Упражнение 7

Посмотрите внимательно на следующую картинку одну минуту. Здесь нарисованы разные предметы, запомните их.

Закройте картинку и напишите на бумаге, что вы запомнили. Предметы должны быть написаны или нарисованы в таком же порядке как на картинке.

Если вам сложно запомнить с первого раза столько предметов, то можно запомнить и написать половину этих предметов только по порядку.

Затем запомните и напишите вторую половину этих предметов.

Теперь попробуйте запомнить полностью все предметы по порядку и написать их в таком же порядке.

Упражнение 8

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, они выделены все одним цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать на бумаге все, что вы запомнили.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые два столбика и попробуйте запомнить их. Затем запомните последний столбик и попробуйте написать все три столбика вместе.

Упражнение 9

Рассмотрите внимательно следующую картинку, на ней нарисованы животные, млекопитающие, рыбы и так далее. Постарайтесь запомнить все картинки в течение одной минуты.

Теперь напишите на бумаге по порядку все, что вы запомнили. Если запомнили не все или в неправильном порядке повторите упражнение.

Затем попробуйте запомнить в другом порядке, например с последней картинки до первой. Запишите все, что вы запомнили. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 10

Посмотрите на следующую пирамиду из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Попробуйте запомнить все цифры по порядку. Запоминайте сначала первую строчку, затем вторую строчку и так далее.

Можно запомнить первые три строчки и написать их на память. Если получилось, то попробуйте запомнить первые четыре строчки и затем написать их. Проверьте себя.

Теперь попробуйте запомнить пять строчек и написать. Затем запомните всю пирамиду чисел и запишите их.

Упражнение 11

Посмотрите 20 секунд на следующие две картинки закройте их и скажите, сколько одинаковых фигур нарисовано на этих картинках. Нарисуйте их по памяти.

Теперь снова посмотрите на эти две картинки 20 секунд и закройте картинки.

Сколько разных картинок на этих двух картинках.

Проверьте себя. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 12

Это упражнение можно делать в спокойной обстановке дома или на работе, если есть время.

Посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один из предметов и изучите его внимательно. На изучение вам дается двадцать секунд. Затем отвернитесь от этого предмета и попробуйте его описать.

Например, вы выбрали статуэтку.

Какая статуэтка большая, маленькая? Какого цвета статуэтка? Постарайтесь сделать полное описание того, что вы запомнили. Какая у нее поверхность (гладкая, лакированная, ребристая, пыльная, потертая и так далее). Какое основание у статуэтки (квадратное, круглое, необычной формы)?

Если вы мало успели запомнить за двадцать секунд, повторите упражнение.

Таким же образом вы можете рассмотреть другие предметы и попробовать их описать. С каждым разом предметы старайтесь выбирать сложнее.

Упражнение 13

Это упражнение сложнее выберите для описания следующий предмет, например ковер с рисунком.

Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили.

На ковре сложный рисунок, если не получилось запомнить весь попробуйте запомнить сначала какую-то часть ковра, потом возьмите кусочек для запоминания по-больше. Повторите упражнение. Затем попробуйте рассказать все, что на нем изображено.

Упражнение 14

Возьмите любые пять предметов. Это может быть кружка, ваза, тарелка, духи, статуэтка и так далее.

Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем накройте все эти предметы темным материалом и попробуйте рассказать то, что вы запомнили.

Если у вас получилось мало запомнить, повторите упражнение.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать.

Затем попробуйте добавлять по одному предмету и усложнять упражнение. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Упражнение 15

В этом упражнении вам надо описать какой-нибудь предмет по памяти.

Возьмите, например вазу, рассмотрите ее внимательно двадцать секунд. Отвернитесь от нее и попробуйте описать ее по памяти.

Вам надо описать все: форму, цвет, какой рисунок нарисован на этой вазе и так далее.

Затем повернитесь к вазе и посмотрите внимательно, что вы упустили и не рассказали.

Посмотрите еще раз на вазу и отвернитесь от нее. Попробуйте составить более полный рассказ о вазе.

Это упражнение вы можете сделать с другим предметом.

Упражнение 16

В упражнении 15 вы описывали вазу, отворачиваясь от нее. Теперь в упражнении 16 вам надо закрыть вазу, взять лист бумаги и карандаш и нарисовать ее по памяти.

Сравните ваш рисунок с оригиналом вазы. Вы все нарисовали или что-то упустили. Посмотрите внимательно каждую мелочь.

Упражнение 17

Перед сном попробуйте вспомнить людей и предметы, которые окружали вас целый день.

Вспомните фразы, которые были обращены к вам. Если вы слушали лекцию, то восстановите в памяти мимику, жесты. Вспомните, о чем говорилось на лекции дословно. Проанализируйте весь свой день и оцените свою память, наблюдательность и внимание.

Упражнение 18

Наш мозг способен увидеть понять обработать за одно мгновение очень большой объем информации. Вы можете развить и добиться многого, развивая свой мозг тренировками и упражнениями.

Возьмите книгу с яркими картинками.

Выберите одну и мгновенно посмотрите на нее. Закройте книгу. Что вы запомнили? Надо рассказать как можно больше, что вы запомнили. Повторите упражнение.

Для такого упражнения подойдет, например картина. Тренируйтесь и каждый раз сравнивайте, на сколько, улучшились у вас результаты.

Упражнение 19

В этом упражнении вам надо взять любые 5-7 предметов. Не рассматривайте их, положите на стол и закройте темным материалом.

Теперь откройте, сосчитайте медленно до десяти, и одновременно запоминайте эти предметы, снова закройте. Все что вы запомнили, запишите на бумаге. Опишите эти предметы.

Повторите упражнение, с каждым разом вы будете запоминать все больше и больше.

Выполняя упражнение в следующий раз, положите больше предметов, например 8-10 потом 11-13 и так далее. С каждым разом усложняйте себе упражнение.

Упражнение 20

Это упражнение перекликается с предыдущим. Вам надо зайти в незнакомую комнату и быстро как можно больше запомнить предметов и вещей, которые там находятся.

Затем вы выходите из комнаты берете лист бумаги и ручку и описываете все, что вы запомнили. Написанное можно сравнить с тем, что находится в комнате. На сколько много, и быстро ваш мозг запоминает. Если запомнили мало, повторите упражнение. В следующий раз попробуйте сделать это упражнение с другой комнатой и с другой обстановкой.

Упражнение 21

Это упражнение поможет вам запомнить важное.Запоминание связано со звуком, который вы слышите во время каких-то событий. Если нет никаких звуков, то их надо представить.

Представьте себе движущийся мотоцикл.

Он мчится и издает, какие-то звуки, какие они придумайте их. С помощью этих звуков вы всегда можете запомнить, что-то очень важное.

Упражнение 22

Это упражнение тоже на запоминание очень важной информации.

Вам надо взять любое стихотворение и выделить в нем фразы. К каждой фразе надо придумать несколько вопросов. Если хотите хорошо запомнить, делайте это каждый день.

Упражнение 23

Придумайте себе какой-нибудь маршрут, по которому вы пойдете. Например: от дома до магазина или от дома до работы.

Пройдите пешком по этому пути и замечайте все яркие приметы, которые вам встречаются на пути.

Затем дома возьмите бумагу и карандаш и составьте карту необычных примет. Запоминая яркие события, вы запомните и то, что рядом с ними находится.

Упражнение 24

В этом упражнении даны три столбика слов. Прочитайте эти слова и попробуйте запомнить сначала первый столбик.

Закройте эти слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке.

Затем прочитайте и запомните слова второго столбика. Закройте слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке.

После второго столбика прочитайте слова третьего столбика и попробуйте их запомнить. Закройте слова и напишите их в алфавитном порядке.

После того как вы запомнили все три столбика, посмотрите на слова еще раз, закройте их и напишите все слова трех столбиков в алфавитном порядке.

Упражнение 25

Посмотрите на следующую пирамиду цифр. Здесь шесть строчек. В каждой следующей строчке добавляется еще две цифры. Посмотрите сначала первые три строчки, они не большие, закройте пирамиду и попробуйте рассказать или написать то, что вы запомнили.

После того как вы написали или рассказали первые три строчки добавьте еще одну четвертую строчку, затем пятую и потом шестую строчку.

Получилось у вас написать в правильном порядке цифры?

Теперь вы это же упражнение попробуйте рассказать в обратном порядке снизу вверх. Посмотрите сначала нижнюю строчку закройте ее и расскажите, затем добавляйте по одной строчке вверх.

Заключение

Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.

Психологи всего мира честно трудятся над тем, чтобы определить факторы, положительно влияющие на память. Вот перечень самых интересных открытий.

10 способов успокоиться перед экзаменами

Май и июнь – самая жаркая пора не только по календарю. Выпускники сдают ЕГЭ, студенты – летнюю сессию, и вопрос снятия стресса перед испытаниями особенно актуален. Уменьшить тревожность помогут проверенные способы.

Екатерина Сазанова

Как и у компьютера, у каждого человека есть свои пределы возможностей для хранения информации. Одни запоминают быстро и легко и даже спустя годы могут воспроизвести мелкие детали, другие сразу же все забывают, им надо записывать не только незначительные, но и важные вещи. Конечно, каждый из нас хочет хранить в своей «ячейке головного мозга» как можно больше информации и сведений. Ведь обидно же забывать важные детали, события, имена людей, телефоны.


Хорошее здоровье – залог прекрасных умственных способностей. Смотрите советы экспертов канала о том, как поддерживать себя в форме:

К сожалению, еще не созданы чудодейственные продукты питания или волшебные пилюли, которые позволяли бы избежать забытья или могли бы увеличить эффективность нашей памяти. Сегодня техник по ее развитию и улучшению полно. И все же ученые продолжают искать новые открытия, связанные с этим. Итак, как же можно улучшить память?

Поменяться местами

Американские психологи, изучая способности мужской и женской долговременной памяти, пришли к выводу, что мужчины лидируют в запоминании символической информации – им гораздо легче помнить, скажем, маршрут в лесу или воспроизвести какой-либо сложный механизм. Женщины же, напротив, демонстрируют прекрасные результаты в запоминании определенных эпизодов и местонахождении мелких предметов, воспроизведении увиденного, а также всего, что связано с работой речевого центра.

Исходя из полученных данных, ученые советуют мужчинам и женщинам «поменяться местами», тренируясь в запоминании информации, легко усваиваемой противоположным полом. Такое упражнение поможет не только активировать работу мозга, но и заметно улучшить запоминание любого рода информации.

Цифровая память

Ученые со всего мира убеждены, что лучшей тренировкой памяти является запоминание телефонных номеров. С появлением электронных записных книжек, «контактный лист» в нашей памяти все чаще пустует, что пагубно сказывается на ее возможностях в целом.

Поэтому возьмите за правило каждый день запоминать по одному телефонному номеру знакомых вам людей, и звонить, используя исключительно ручной набор. Воспроизведение последовательности разных чисел, количество которых превышает 7, является эффективным тренажером не только оперативной, но и зрительной памяти.

Каждому свое время

Ученые доказали, что деление на жаворонков и сов определяет не только разницу биологических ритмов разных типов людей, но и продуктивность запоминания ими информации. Итак, если вы относитесь к совам, старайтесь тренировать свою память с 8 до 12 вечера. Жаворонки, напротив, информацию лучше запоминают в период с 8 до 12 утра.

Ароматерапия

Норвежские ученые выяснили, что аромат роз благоприятно влияет на усвоение информации и улучшает память ! Они опубликовали подробный отчет об исследованиях влияния ароматов на память человека, в результате которых было выявлено существенное воздействие «розового» аромата на способность мозга упорядочивать пройденную информацию и сохранять ее в долговременной памяти.

Интересно, что данный эффект роз «работает» только с декларативными воспоминаниями, то есть картинками и словами. Воспоминания о собственных действиях этому влиянию, к сожалению, не подвержены. Выходит, розы могут помочь нам в изучении иностранного языка, а чтобы найти потерянный ключ, придется прибегнуть к другим способам воспроизведения информации.

Правое дело

Пожалуй, самый экстравагантный способ активизации памяти предложили английские ученые. Чтобы быстро вспомнить забытую информацию, необходимо встать... на правое колено.

Оказывается, по мнению англичан, подобное положение способствует работе долговременной памяти и позволяет сосредоточиться на обстоятельствах потери ключа или телефона. При этом нужно попытаться мысленно перенестись в нужную ситуацию и в течение нескольких минут не отвлекаться на посторонние дела.

Без диет

Канадские ученые выявили лучший, на их взгляд, способ развить память – регулярно потреблять холодное мясо и темный шоколад. Выводы были основаны на изучении химических соединений, которые выделяются в организме в результате потребления определенных продуктов. В ходе проведенных исследований также удалось установить, что хуже всего на способность к запоминанию информации влияют диеты, на основе обезжиренных продуктов.

Хаос в голове, в работе и в быту – не лучшая обстановка для того, чтобы все хорошо помнить. Память – системная вещь, наведите порядок, и тогда все будет само становиться на нужную полку.

Послеобеденный секрет Дремота в течение дня – еще один способ улучшить память, считают израильские неврологи. Как показали научные тестирования, дневной сон изменяет процесс консолидации долгосрочной памяти в мозге. В ходе эксперимента участники были разделены на две группы: каждой из них предлагалось выполнить задачу, исходя из определенного алгоритма действий, которые необходимо было предварительно запомнить.

Разница между группами состояла лишь в том, что одна часть людей выполняла задачу после полуторачасового сна. В противоположность тем, кто бодрствовал, участники эксперимента, дремавшие в течение приблизительно 90 минут днем, показали лучшие результаты в выполнении заданий. Таким образом, ученые убедительно полагают, что дневной сон не просто ускоряет работу мозга, но и крайне положительно влияет на человеческую память.

Скорость глаз

При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном – уверены российские психологи. Из этого наблюдения они заключили, что способность к запоминанию информации при медленном чтении на 20 % ниже, чем при быстром.

Таким образом, читая 180–220 слов в минуту, вы запомните гораздо меньше, чем если прочитаете тот же текст с большей «скоростью». Ученые также уверены, что скорость чтения человека легко поддается тренировке, а значит, вы сами можете тренировать свою память.

Фитнес для мозга

Профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США) разработал упражнения, которые называют нейробикой, в простонародье – фитнес для мозга. Суть методики состоит в том, что если вам предстоит многое запомнить или выучить наизусть, начните с выполнения привычных для вас действий – примите душ, сделайте укладку, разложите вещи и так далее.

Единственное условие – действия должны быть выполнены с закрытыми глазами. В процессе такого упражнения клетки мозга работают активнее, а значит выделяют вещество нейтрофин, который благоприятно влияет на функцию человеческой памяти.

Средневековый эликсир

Пожалуй, самый старинный рецепт по улучшению памяти известен нам с XIV века. Главный и единственный ингредиент целебного напитка, способствующего запоминанию информации – шалфей.

Современные ученые доказали эффективность средневекового средства и предлагают пить настой шалфея три раза в день за полчаса до еды. Оказывается, секрет напитка на основе шалфея заключается в эфирном масле этого растения, которое содержит вещества, помогающие запомнить информацию и улучшающие работу мозга.

Перемотка

Еще одно простое упражнение для тренировки памяти, которые настоятельно рекомендуют практиковать отечественные психологи. Чтобы проделать его, вам необходимо перед сном вспомнить весь прожитый день и мысленно «перемотать» его в обратном порядке – с вечера до утра.

При этом нужно постараться вспомнить как можно больше деталей – дословных выражений, цифр, предметов интерьера. Но ни в коем случае не концентрироваться на негативе. Вспоминать события нужно отстраненно, как бы наблюдая за ними со стороны.

Самовнушение

И последнее: никогда и никому не говорите, что у вас плохая память! Во всяком случае, именно это утверждают российские психологи. Человек способен поддаваться самовнушению, а значит, несомненно, убедит себя в том, что его память никуда не годится.

В противовес этой вредной привычке, используйте способность к самовнушению в другом направлении – убедите себя в том, что с каждым днем ваша память становится лучше и лучше. Это простое упражнение заставит вас не просто поверить в свои силы, но и мотивирует на выполнение вышеизложенных советов.

Память человека — одна из способностей головного мозга, которая формирует наше "я", делает человека индивидуальным и ставит его на несколько ступеней выше животных. Конечно, у зверей, особенно у таких умных, как собаки и дельфины, она тоже есть. Но только у Homo sapiens память достигла небывалого развития и совершенства. Хотя стремиться нам ещё есть куда, ведь мозг, как известно, использует только маленькую толику своих возможностей.

Характеристика памяти

Каждый здоровый человек способен воспринимать, запоминать, копить, сортировать и воспроизводить данные, полученные в результате своей деятельности. Память в психологии — понятие многогранное, это все перечисленные выше функции "серого вещества", которые вместе формируют опыт. Человек начинает его получать ещё в младенчестве с помощью органов чувств. Это самый простой способ познания мира и накопления памяти. В более позднем возрасте к нему добавляется обучение, физическая деятельность, с помощью которых расширяется кругозор и обогащается опыт.

Память в психологии — сложный процесс познания, благодаря которому мы может воспроизвести не только события, но и логические связи между ними. Мы узнаём на улице людей, вспоминаем выученные стихи и песни, можем проиграть ту или иную мелодию. Все эти действия возможны благодаря памяти. Она координирует действия и поступки человека, с её помощью он ориентируется в прошлом и настоящем, может прогнозировать будущее. Память — одна из основ сложного процесса взаимодействия индивида с окружающей средой.

Запоминание как основной процесс памяти

Очень важно в жизни каждого индивида, так как делает его личностью, повышает социальную роль в обществе. Память человека основана на запоминании: слов, впечатлений, образов. Бывает произвольным, когда увиденное откладывается в голове само по себе, или непроизвольным, в том случае, если мы целенаправленно изучаем нужный материал. Если вы не пытаетесь запомнить что-то намеренно, то процесс становится выборочным. Например, группу людей, побывавших на дне рождения, попросите рассказать, что наиболее им запомнилось. Как ни странно, но ответят они по-разному: один вспомнит торт, другой — наряд именинника, третий — подарки и так далее.

Одним словом, запоминание — индивидуальный процесс, основанный на конкретных вкусах, пристрастиях, интересах индивида. Очень часто основным фундаментом для него становятся ассоциации: по сходству, контрасту или смежности. Отождествляя отдельный предмет с событием или явлением, нам легче его воспроизвести.

Системы памяти

В психологии выделяют четыре механизма, с помощью которых мы запоминаем информацию. Это сенсорная, кратковременная и долговременная память. Все виды, являясь целостными системами, тесно связаны между собой. Например, сенсорная память формируется на основе органов чувств. Она очень короткая, и если нет потребности запоминать ту или иную информацию, данные быстро рассеиваются и не оставляют в мозгу ни малейшего следа. Например, смотря долгое время на силуэт человека, мы отводим глаза и ещё какое-то время видим эти контуры. Потом они исчезают.

Вместо этого кратковременная или оперативная память — выборочное сохранение данных, необходимых конкретно для той или иной деятельности. Мы помним условие задачи при её решении или начало произведения, дочитывая его при этом до конца.

Долговременная память — это способность помнить события прошлого, воспроизводить выученный в университете материал, сохранять в голове данные из разных сфер жизни. То есть мы всегда помним алфавит, имена и телефоны близких людей, названия и суть явлений природы и так далее. Долговременная и кратковременная память очень разные. Первая похожа на вместительный архив, тогда как вторая представляет собой небольшой стеллаж, который постоянно дополняется и видоизменяется.

Долговременная память

Остановимся на ней детально, так она наиболее интересная для изучения. Долговременная память обладает определённой вместительностью и длительностью. То есть, запомнить всё на свете человеку не удастся. Сфера, уровень и наполнение воспоминаний у каждого индивида своя. На неё влияют:

  • Деятельность. Долговременная память сохранит то, что нам нужно и интересно (рыбак всегда расскажет вам кучу сведений о той или иной рыбе, снасти или речке).
  • Эмоции. Навсегда отложится в мозге то событие, с которым связаны сильные переживания: негативные и позитивные (смерть родителей, признание в любви, окончание школы и так далее).

Британские учёные провели интересный эксперимент. Они пытались определить, насколько хорошо представители разных профессий ориентируются в пространстве. Оказалось, что лидерами являются таксисты. Это связано с тем, что бороздя улицы города каждый день, они сумели натренировать свою способность запоминать местность.

Привычность материала

Основными факторами, которые закрепляют в памяти те или иные сведения, являются повторение события, контекст, мотивация и обучение. Привычность материала, например, способна отложить в голове сведения на длительный период. Обыкновенную таблицу умножения, которую не раз использует в жизни каждый человек, забыть просто невозможно. То же самое относится к новогодним стихам, выученным в детстве. Когда наступает 31 декабря, непроизвольно мы их вспоминаем и удивляемся нашей способности сквозь годы проносить эти строки.

Аналогично можно объяснить удивительную точность наших дедов, когда они пересказывают событие военных лет. Они помнят даты боёв, название сёл, где они происходили, фамилии погребённых товарищей. Одновременно, если попросить их вспомнить события последнего дня, не всем это будет под силу. Это связано с тем, что смерть и насилие вызвали когда-то у них сильное потрясение. Из года в год старички рассказывали про это своим детям, внукам, родственникам, и именно повторение материала (даже не сами события) навсегда отложилось в их памяти.

Контекст

Ещё один фактор, от которого зависит долговременная память. Определение этого понятия связано в первую очередь с местом, временем или сутью того или иного явления. Это и есть контекст события. Иногда он более важен для запоминания, чем само событие.

Например, рассмотрим урок биологии. Два учителя рассказывают детям один и тот же материал, но у одного преподавателя ученики лучше его запоминают, легче воспроизводят, у них отличные оценки и поведение. У другого, наоборот, неудовлетворительные результаты от написания контрольной получает половина класса. Оказывается, манера учителя, его отношение к детям и методика проведения урока влияют на полученные знания больше, чем поданный объём информации.

Извлекать из архивов памяти факты всегда легче в том контексте, в котором они происходили. При этом эмоциональная составляющая тут важна, как никогда. Чувственная составляющая происходящего навсегда откладывается в сознании, даже если подобное событие было единственным в жизни и больше никогда не повторялось.

Мотивация

Долговременная память человека, без всякого сомнения, зависит и от этого фактора. Нам всегда легче запомнить то, что нам хочется. Вместо этого, сведения не представляющие интереса, трудно воспроизвести. Студент, обожающий футбол, без труда назовёт даты памятных матчей, имена спортсменов, которые отличились в игре. По той же причине в дискуссии нам легче запомнить те аргументы и доводы, которые схожи с нашим собственным мнением. Доводы, идущие вразрез, труднее откладываются в памяти.

Учёные, исследовавшие свойства памяти, говорят, что мы лучше помним суть незавершённых дел, чем проделанной до конца работы. В этом случае также ключевой является мотивация: она подстёгивает нас довести до ума начатое, не останавливаться на полпути, не упасть лицом в грязь перед другими членами общества, которым нужен результат нашей деятельности. Мотивация иногда творит чудеса. Человек, уверенный, что плохо знает английский язык, попав в Лондон, моментально вспоминает слова и фразы, заученные в детстве.

Обучение

Если человек стремится стать экономистом, он для своей же пользы будет добросовестно изучать нужный для будущей профессии материал. Углубление в новые факты и цифры должно происходить постепенно, информация усваивается дозировано, чтоб остаться максимально понятной. Если в этой цепочке хоть одно звено будет до конца не выясненным, все последующие часы, просиженные за книгами, могут быть бесполезными. Также обучение всегда более эффективное, если теоретические знания подкреплены примерами из жизни. Первокурснику трудно понять, что такое дебет и кредит, но если в учебнике описаны эти понятия на основе конкретных торговых отношений, то ему легче запомнить суть терминов.

Вместо этого, долговременная память не сможет сохранить в своём архиве вызубренные данные. Пытаясь получить хорошую оценку, студенты садятся за книжки только перед сессией, уча наизусть конспекты. От таких знаний никакого прока в будущем не будет. Показав блестящий результат на экзамене, студент тут же все забудет. В последующие годы на работе это вылезет ему боком.

Амнезия и её лечение

Потеря памяти, полностью или частично, всегда вызывает панику у больного. Врачи в этом случае успокаивают: амнезия явление временное, обычно после определённого периода воспоминания возвращаются к человеку. Причин этому несколько. Во-первых, это стресс или трагический случай. Пациент бежит от реальности и забывает прошедшие события. Так, женщина может не помнить, что в детстве она подвергалась насилию. Юный мозг вычеркнул неприятные фрагменты жизни, чтоб не травмировать неокрепшую психику. Но любое напоминание о событии может их вернуть: аромат цветов, сказанное слово, визуальная картинка и так далее.

Во-вторых, причиной амнезии могут быть разные болезни: черепно-мозговая травма, инсульт, интоксикация, эпилепсия, рак, психические расстройства. Иногда потеря памяти связана с употреблением алкоголя, наркотиков. Медики лечат амнезию путём воздействия на основной недуг, вызвавший потерю памяти. Во время терапии используют нейропротекторы (препараты "Семакс", "Цитиколин", "Глицин"), витамины группы В, антиоксиданты и другие препараты. Рекомендуют и общение с родными и друзьями, которые, рассказывая события из жизни пациента, способны вернуть воспоминания.

Профилактика нарушений памяти

Она предусматривает здоровый образ жизни. Долговременная память будет работать без перебоев, как часовой механизм, если человек полностью откажется от злоупотребления спиртными напитками, наркотическими и снотворными веществами. Рекомендовано спать не меньше 7—8 часов в сутки, часто проветривать помещение, много гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и научиться извлекать позитивные эмоции даже при сложных жизненных обстоятельствах.

Ключевую роль при этом играет питание. Употребляя разнообразные продукты, человек обеспечивает достаточное поступление в организм белков, жиров, углеводов, разных витаминов и микроэлементов. Наиболее полезными продуктами для мозговой деятельности при этом являются морепродукты, особенно устрицы, рыба, цельное зерно, яйца, орехи, чёрный шоколад зелень, ягоды. Их присутствие в каждодневном рационе способно улучшить умственную деятельность, избежать отклонений в работе мозга и стать профилактическим средством потери памяти.

Улучшение памяти

Даже если вам кажется, что с запоминанием у вас проблемы, не сидите сложа руки. Проблему эту решить можно, главное при этом — желание и целеустремлённость. Это раньше медики считали, что серые клетки у пожилых людей не способны размножаться. Последние проведённые исследования говорят о том, что нейроны делятся даже в 70-летнем возрасте. Поэтому ученные пришли к выводу, что возрастное ослабление памяти связано не с отмиранием клеток, а с потерей контакта между ними. Чтобы этого не случилось, рекомендовано принимать курс витаминов, употреблять жирные кислоты, содержащиеся в рыбе.

Улучшение памяти замечено у тех людей, которые для этих целей использовали такие умственные операции, как впечатление, повторение, ассоциация. Во-первых, если вы хотите что-либо запомнить, нужно сконцентрироваться на объекте, запомнить его очертания, запах, вкус. При этом визуальное восприятие всегда самое прочное и долговременное. Все потому, что зрительные нервы, соединяющие глаза и мозг, в 20 раз толще, чем нервы, идущие от уха к "серому веществу". Во-вторых, память будет улучшаться, если вы будете периодически повторять нужный материал. И в-третьих, ассоциации помогут быстро находить нужный "файл" в мозге, распаковывать его и воспроизводить.

Тренировка памяти

Мозг, как и любой другой орган, можно укреплять. Как развить долговременную память? Ответ прост: выполняйте периодически несколько простых упражнений:

  • Учите стихи. Объём текста при этом нужно каждый раз увеличивать. Для мотивации и позитивных эмоций выбирайте те произведения, которые нравятся именно вам.
  • Решайте логические задачи. Купите себе брошюрку с такими заданиями и в перерывах между работой блесните умом перед коллегами.
  • Играйте в ассоциативные игры. Сидя с семьёй за столом после ужина, называйте города или имена, которые возникают в вашей памяти, например, от воспоминаний про море. Составляйте ассоциативные ряды (зима—снег—санки—дети—удовольствие).
  • Решайте скандинавские и японские кроссворды.
  • Распутывайте логические компьютерные головоломки.

Хорошая память — это не только генетическая предрасположенность и наследственность, это также работа над собой и своими умственными способностями. Помните, что при желании даже обезьяну можно заставить мыслить.

Учёные установили: память у младенца в утробе матери начинает работать уже через 20 недель после зачатия. Были проведены тесты: с помощью ультразвукового сигнала врачи посылали в живот беременной женщины импульс и проверяли реакцию плода на него. Оказалось, малыш уже воспринимает шум, реагирует движением рук или ног. Правда, после 5—6 сигнала он привыкал к раздражителю и переставал на него реагировать. Ученные считают, что вскоре человеческий разум достигнет пика развития, и мы сможем вспомнить всё услышанное или увиденное даже в утробе матери.

Возможности памяти действительно неограничены. Главное — научиться правильно ею пользоваться. Уже не один раз на планете заявляли о себе индивиды, обладающие феноменальными способностями. Например, Александр Македонский помнил имена всех своих солдат, Моцарт мог по памяти воспроизвести любое музыкальное произведение, академик Иоффе знал всю таблицу логарифмов. Черчилль выучил наизусть почти всего Шекспира, а Доминик О"Брайен всего за 38 секунд запоминал порядок перетасованных карт в колоде. Бил Гейтс запомнил сотню кодов программного языка, который был им создан. Примеры этих людей показывают, что возможности "серых клеток" велики. Наша задача — максимально их развивать и совершенствовать.

Здоровье

Вам еще нет тридцати, вы полны сил, и вам кажется, что так будет всегда? Отнюдь, утверждают специалисты из Университета штата Виргиния (University of Virginia) . Если вам уже исполнилось 27, то вероятность того, что ваша память будет непрерывно ухудшаться, очень высока. А начнется все с притупления когнитивных (сознательных) навыков мозга.

На страницах нашего сайта неоднократно можно встретить советы о том, как укрепить свою память и повысить активность мозга . Казалось бы, мы уже все знаем об этом вопросе. Однако информация, поступающая из разных концов мира, от различных столпов медицины, порой, весьма противоречива. Вот и сейчас специалисты из Виргинского университета, основываясь на проведенных исследованиях, утверждают – ухудшение работы мозга, связанное с возрастными изменениями, неизбежно . Хорошая новость, по мнению ученых из этого университета, заключается в том, что негативный эффект старения можно уменьшить.

На чем основываются специалисты из Виргинии? В первую очередь, на статистке, полученной от так называемой Ассоциации Альцгеймера - организация, которая была создана в помощь больным этим заболеванием и изучения этой болезни. Сообщается, что эта болезнь Альгеймера проявляется каждые 70 секунд у кого-то из живущих на нашей планете. Эта болезнь является самой распространенной формой слабоумия в мире. К счастью, не каждый человек подвержен ей, да и те, кто подвержен, имеет все шансы избежать этого заболевания, если прислушается к следующим 20 советам по улучшению памяти .



© bairachnyi

Большинство исследований доказывают, что польза, которую приносят физические упражнения человеческому мозгу, соизмерима с той пользой, которую эти же упражнения приносят человеческому телу. Упражнения, вырабатывающие так называемую кардиореспираторную выносливость (выражающуюся обычно в возможности организма осуществлять продолжительную циклическую работу), способны снизить риск развития факторов, ведущих к болезни Альцгеймера. Речь идет о таких болезнях, как ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания.

По мнению экспертов (в этом они единодушны!) рутинные ежедневные физические упражнения должны стать неотъемлемой частью вашей жизни. Не надо обязательно ворочать тяжести несколько часов кряду. Постройте свой распорядок дня так, чтобы как можно больше двигаться . Все очень просто – ставьте свою машину, к примеру, в конце стоянки, чтобы дольше было идти к выходу. Совершайте ежевечерние рутинные прогулки вокруг дома, увеличивая их продолжительность день ото дня и так далее.


2. Чаще меняйте картинку перед глазами! Во всех смыслах этого слова


© claudiodivizia

Когда вы совершаете рутинные действия день ото дня, ваш мозг становится, если можно так сказать, на автопилот. Но стоит вам только переключиться на какую-нибудь другую работу, так ваш мозг начинает генерировать массу новых идей наряду с получаемой вами новой информацией.

Что можно порекомендовать в этом случае? Постарайтесь устраивать подобные мини-встряски вашему мозгу как можно чаще. К примеру, просто меняйте картинку, которая у вас перед глазами. Для этого не обязательно улетать на Гаити (хотя, это не самый плохой вариант!). Если вы работаете у компьютера, установите программу, которая будет менять картинки на рабочем столе каждый день, или даже каждый час. Идите на работу и возвращайтесь с работы, стараясь придерживаться разных маршрутов. Чистите зубы хоть иногда левой рукой (если вы правша), и наоборот, правой рукой, если вы – левша. Начните читать книги, которые заставят ваш мозг думать над высказанными в них идеями и генерировать новые!



© Moose

Как известно, во время сна наш мозг собирает, раскладывает по полочкам и сохраняет информацию, которую вы накопили в течение дня. Вот почему 8 часов сна, все-таки, так необходимы нашему мозгу каждые сутки . Но иногда лишь 5-10 минут сна днем бывают не менее эффективными, чем восьмичасовой ночной сон для того, чтобы устроить мозгу небольшую перезагрузку. А как считают немецкие ученые, основываясь на многочисленных экспериментах, 90 минут сна вполне достаточно для того, чтобы заставить мозг заново работать над восприятием, сбором и накоплением новых информационных порций.


4. Тренируйте свою фотографическую память


© Dean Drobot

Свойства памяти, как таковой, не сконцентрированы в какой-то одной определенной точке нашего мозга. Все данные, которые попадают в наш мозг, аккумулируются и сохраняются в разных его участках. Порой бывает нелегко извлечь из какого-либо уголка памяти нужную информацию . Попробуйте такое упражнение: чтобы заставить мозг запечатлеть надолго какой-нибудь случай, или ситуацию, творящуюся вокруг вас, попробуйте ее, как бы, сфотографировать. Иными словами, постарайтесь ее запомнить, включив все ваши чувства. Оглянитесь вокруг и обратите внимание на то, что вы видите . Постарайтесь запомнить цвета вокруг вас и даже текстуру предметов, вас окружающих. Какие запахи вы чувствуете? Если вы едите, пьете (или даже целуетесь!), попытайтесь определить вкус. Этот весьма эффективный трюк поможет вам надолго сохранять здравый ум даже в самом преклонном возрасте. И, кроме того, он позволит вам научиться никогда не забывать , куда вы закинули в этот раз, к примеру, ключи от машины!



© vasiliybudarinphotos

Не будем голословны, а перейдем сразу к результатам тестов. По информации, полученной от немецких ученых из Вестфальского университета имени Вильгельма (Westfälische Wilhelms-Universität Münster) , группа из физически здоровых добровольцев, средний возраст которых – 60 лет, в течение 12 недель питалась едой, калорийность которой была на 30 процентов ниже, чем калорийность их обычной ежедневной пищи. В результате все испытуемые увеличили результативность тестов, проверяющих память , на 20 процентов. Возможная причина: снижение уровня инсулина, вырабатываемого телом при переваривании пищи. Другая причина – снижение уровня так называемого C-реактивного белка , белка плазмы крови, концентрация которого повышается при воспалении. Оба фактора напрямую связаны с улучшением функций человеческого мозга и, в частности, памяти.

Участникам эксперимента давали не более 1200 калорий в день . Если вам покажется, что урезать до такой степени ваш дневной рацион – это бесчеловечно, тогда постарайтесь хотя бы ограничивать себя в потреблении жиров, мяса и некоторых молочных продуктов. Годом ранее исследователи из Медицинского центра Колумбийского университета (Columbia University Medical Center) сообщили о результатах длительного исследования более чем 1300 человек, которые являлись приверженцами так называемой средиземноморской диеты . Речь идет о рационе, богатом овощами, фруктами, рыбой и так называемыми мононепредельными маслами (к примеру, оливковое масло). Диета почти полностью исключает всякие жиры, молочные продукты и даже говядину. Все испытуемые, придерживавшиеся этой диеты длительное время, показали снижение риска развития так называемых умеренных когнитивных нарушений и болезни Альцгеймера.


6. Вступите в клуб "Что? Где? Когда?"! Или просто чаще играйте в логические игры


© nomadsoulphotos

Возможно, шансов стать членов международного клуба знатоков "Что? Где? Когда?" у вас не так много, но зато никто не сможет вам запретить смотреть эту передачу (да и многие другие логические передачи ) по телевизору, напрягая мозг наравне с участниками, чтобы ответить на вопросы ведущего. Зачем, спросите вы? Затем, что еще в 2009 году результаты исследований, опубликованных в журнале Американского гериатрического общества (American Geriatric Society) , занимающегося проблемами старения, показали интересную закономерность. Люди старше 65-ти лет, которые использовали в течение часа в день на протяжении восьми недель специальную компьютерную программу для развития когнитивных навыков , улучшили свою память и развили внимание. Это показали тесты, сравнивающие этих пожилых людей с пожилыми людьми из другой группы участников, которые не работали с вышеупомянутой компьютерной программой.



© RossHelen

Нейробиолог Гэри Смол (Gary Small) , руководитель Центра памяти и старения (Memory & Aging Center) при Калифорнийском Университете в Лос-Анжелесе (University of California at Los Angeles) и автор многочисленных исследований, изучающих человеческий мозг и его функции в разном возрасте, отметил, что пользование всемирной информационной сетью Интернет чем-то напоминает упражнения по тренировке мозга. Чтобы "измерить" активность мозга участников эксперимента при пользовании ими компьютера, ученые использовали метод магнитно-резонансной томографии . Надо отметить, что участникам эксперимента было от 55-ти до 76-лет. Испытуемые, при пользовании Интернетом, проявляли в среднем в два раза больше активности, чем обычно. Особые всплески активности наблюдались в моменты необходимости принятия решений.



© Gpoint Studio

Зеленый и черный чай оказывают превосходный защитный эффект на нашу память. Возможно, это результат влияния напитков на определенные ферменты нашего мозга. Кофеин, как известно, также увеличивает способность концентрироваться . И люди среднего возраста, которые регулярно потребляют умеренные дозы кофеина - от трех до пяти чашек кофе в день – подвергаются меньшему риску развития слабоумия в преклонном возрасте. Такие выводы из своих исследований сделали финские и французские ученые.

Не забывайте и о другой пользе потребления чая и кофе: попивая горячий напиток во время обеденного перерыва, или просто устраивая себе такие вот "чайные паузы" несколько раз в день, вы уменьшаете вероятность развития депрессии.


9. У вас уже налицо все признаки депрессии? Обязательно обратитесь к врачу!


© Monkey Business Images

Очень часто мы живем годами в депрессии, списывая свое состояние на перманентно плохое настроение. Но "перманентно плохое настроение" - это первый признак депрессивного состояния . А депрессия, если ее не лечить, способна значительно ослабить вашу память. Терапевтические беседы и прием соответствующих антидепрессантов может помочь решить эту проблему. Необходимо помнить, что если вы неожиданно потеряли интерес к тем вещам, от которых раньше не могли оторваться, и если вы перестали получать удовольствие от того, что когда-то любили, то у вас наверняка есть депрессия.

Примечательно, что такому состоянию, как депрессия чаще всего подвержены те, у кого кто-то из предков страдал от этого заболевания, и те, кто длительное время ухаживает за больными и пожилыми людьми.


10. Постарайтесь полностью сосредотачиваться на выполнении одной задачи


© shironosov / Getty Images Pro

Как показали исследования специалистов из Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе, людям удается запоминать меньше информации, если их мозг занят выполнением нескольких задач одновременно. Особенно память сложно работает, если такой человек пытается освоить новый для него материал . Бывают, конечно, и исключения. К примеру, вы изучаете что-либо (любой материал для запоминания), а рядом играет радио. Ваша память впоследствии может помочь вам вспомнить, или «выудить» из вашего мозга необходимую информацию, если вы вспомните, какая мелодия играла в момент запоминания этой информации.

Старайтесь постоянно изучать что-то новое. Используйте для этого любую возможность, делайте это регулярно, даже когда вы выполняете свои ежедневные обязанности на работе – составляете контракт, или просто делаете ксерокс. Постарайтесь полностью сосредоточиться на том, что вы делаете , отключив все отвлекающие внимание источники – телевизор, радио. Отключите звуковое оповещение таких программ, как skype, ICQ – это будет вас только отвлекать от выполнения поставленной задачи.



© Syda Productions

Если вы не страдаете от диабетического заболевания, то вам остается только поддерживать нормальный вес и следовать сбалансированной диете, для того чтобы не подвергнуться риску возникновения этой болезни. Если у вас диабет второго типа (им страдают 85-90 процентов всех больных диабетом ), необходимо всегда неукоснительно следовать советам лечащего врача для того, чтобы регулировать уровень сахара в крови.

Последние исследования показывают, что активность мозга постепенно снижается по мере повышения уровня сахара в крови у диабетиков. Происходит это из-за разрушения кровеносных сосудов , снабжающих кровью головной мозг. Этот процесс начинается сразу же, как только становятся очевидны проблемы с памятью. Порой, это происходит до того, как у человека диагностируют диабет.



© KTVisual / Getty Images Pro

Допустим, вы пытаетесь что-либо выучить наизусть или просто хорошо запомнить. Чтобы лучше выполнить поставленную задачу, отрывайтесь периодически от этого занятия и водите глазами из стороны в сторону в течение 30-ти секунд. По уверениям исследователей из Метрополитанского университета (Metropolitan University) (Манчестер, Англия), это простейшее упражнение помогает объединить два полушария головного мозга. Когда оба полушария работают в унисон, вам проще восстанавливать вашу способность запоминать, используя разные типы вашей памяти. Происходит это отчасти благодаря тому, что такая гимнастика для глаз возбуждает зрительные центры мозга, положительно влияя на его активность.



© RossHelen

К сожалению, не существует такого понятия, как диета, которая могла бы гарантировать любому человеку защиту от болезни Альцгеймера. Но люди, в рационе которых мало продуктов, содержащих соль фолиевой кислоты (фолат) и витамин B12 , рискуют больше других пострадать в преклонном возрасте от развития слабоумия. Впрочем, исследования на эту тему еще продолжаются. Гораздо больше известно о пользе для укрепления памяти витамина С , китайского гинкго (редкое растение, потомок древних семенных папоротников) и витамина E .

Прекрасным источником фолиата является зеленый салат, шпинат, спаржа, репа, листовая горчица, петрушка, капуста, брокколи, цветная капуста и свекла. Есть хорошая новость и для тех, кто терпеть не может всякого рода зеленые салаты. Так же питательны и полезны такие продукты, как чечевица, говяжья печень, фасоль и бобы.


14. Кратковременная остановка дыхания при засыпании – тревожный сигнал


© ajr_images / Getty Images Pro

Как сообщили исследователи из Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе, люди, страдающие от апноэ во время сна (временная остановка дыхания), обычно имеют определенные проблемы с памятью. Во время апноэ происходит блокировка дыхательных путей, которая заставляет людей дышать прерывисто. Мозг недополучает свою порцию кислорода в течение длительного времени.

Как известно, от синдрома обструктивного апноэ сна страдают порядка 12 миллионов американцев. И если у вас тоже есть такой синдром, необходимо проконсультироваться с вашим врачом, который назначит соответствующее лечение. Доктор может прописать ношение специального прибора для исправления дыхания , или специальной маски. Кроме того, врач может порекомендовать сбросить вес, или даже назначить операционный метод лечения.


15. Изучите что-то по-настоящему новое для вас


© wombatzaa / Getty Images Pro

Если вы фанат японской головоломки судоку , и вам кажется, что вы и так достаточно тренируете свой мозг, вы не совсем правы. Всегда есть возможность освоить другие головоломки, в том числе японские – кен-кен , кендоку , какуро и так далее. Но и в этом случае вы будете не совсем правы. Дело в том, что даже самому "шустрому" и изобретательному уму требуется для тренировки нечто абсолютно отличное по специфике от того, что он умеет делать. Так что, если вы сильны в головоломках и науках, связанных с цифрами, попробуйте изучить, к примеру, новый язык . Или если вы заядлый огородник, займитесь живописью – рисуйте те же овощи!


16. Откажитесь совсем от сигарет


© Pixel_away / Getty Images Pro

Добавить что-то новое к призыву бросить курить очень сложно. Кроме того, механизм связи между болезнью Альцгеймера и курением не очень прост для понимания даже ученых умов. Однако ясно одно – у курящих людей эта болезнь начинается на 6-7 лет раньше, чем у некурящих . Если вам это кажется малоубедительным доводом, чтобы отказаться от сигарет, поищите другие, более убедительные. Поверьте, их более чем достаточно.



© Jose Manuel Gelpi

Каждый год все новые и новые исследователи не перестают находить замечательные полезные свойства черного шоколада и не устают восхвалять его достоинства! Не меньше хвалебных од было воспето этому вкусному продукту за то, что он очень положительно влияет на память человека . Однако какао не является панацеей. В 2007 году, нейробиологами были оглашены результаты экспериментов над крысами, которым давали вещество эпикатехин , входящее в состав растительной пищи. Дальнейшие тесты показали, что это вещество влияет на мозг ничуть не хуже шоколада. Человек может получать эпикатехин, если будет регулярно потреблять виноград , разные ягоды и пить зеленый чай . Причем, все это можно делать с черным шоколадом.


18. Сохраняйте строгий порядок во всем


© Image Supply Co

Как говорилось выше, мозгу нужна, определенного рода, встряска в виде новых впечатлений. В то же время, человеческому мозгу, для того, чтобы он функционировал, как говорится, гладко и ничего ему не мешало, необходимо определенное количество устоявшейся, знакомой ему информации . Речь идет о порядке, и этот порядок должен быть во всем. Кладите свои очки и ключи всегда на одно и то же место. Пишите себе записки-памятки, в которых будет отмечено, что вам необходимо сделать сегодня. Даже сам процесс написания этих записок задействует часть мозга, отвечающую за воспоминания. Приготавливайтесь к завтрашнему дню заранее . К примеру, если вы планируете взять с собой утром что-либо на работу, положите это на столик в прихожей накануне – и вы это не забудете утром.


19. Как можно дольше не уходите на пенсию


© Robert Kneschke

Хорошая новость для тех, кто продолжает работать на любимой работе даже после достижения пенсионного возраста. Такие люди дают возможность своему мозгу сохранять активность как можно дольше , заставляя его цепляться за привычный образ жизни и за определенный строгий распорядок дня. Любая работа, которая доставляет на протяжении всей жизни удовольствие, позволит вам как можно дольше не терять связи с обществом, заставляя вас регулярно принимать решения и тренировать свою память.

Еще лучше, если речь идет о работе, к примеру, в музее, или в библиотеке, где вы можете не только регулярно общаться с большим количеством людей, но и постоянно пополнять свой багаж знаний новой информацией, заставляющей вас мозг работать.


20. Почаще устраивайте вечеринки для друзей


© Viktor Gladkov

Само присутствие людей вокруг нас в течение всей нашей жизни влияет положительно на работу мозга, уменьшая риск развития слабоумия. Конечно, при условии, что вас окружают приятные вам люди , которые ценят вас, и которых уважаете вы. Люди, физически изолированные от других людей (работающие в одиночестве дома), или люди, изолированные от других людей морально (работа в неприятном для вас коллективе) – это один из серьезных факторов, которые могут привести к депрессии . Вот почему так полезны всякого рода вечеринки и приемы.

Однако, на этих приемах может подстерегать другое зло – алкоголь. Данные, которые дают исследования о влиянии алкоголя на память человека, весьма показательны. К примеру, если пить на протяжении нескольких лет большие дозы алкоголя – это верный путь к слабоумию . Впрочем, кратковременная серьезная попойка также может отрицательно повлиять на вашу память. С другой стороны, на людей, которые потребляют алкоголь в умеренных дозах, тот оказывает определенное благотворное воздействие . К примеру, одно из исследований показало, что у людей со слабыми когнитивными расстройствами (легкая забывчивость, которая необязательно может привести к слабоумию в будущем) риск развития слабоумия уменьшался на 85 процентов, если эти люди потребляли в день не более одного бокала вина .


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «movsdr.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «movsdr.ru»